Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

"Неправильный" калибр

   Цель данной заметки призвать к более адекватному применению оружия владельцев нарезных штуцеров, винтовок и карабинов. Не всех, конечно, но кое-кого предостеречь нужно.

   Культура обращения с нарезным оружием у нас пока еще не велика. Она не культивирована так масштабно, как например в Америке. К сожалению многие привыкшие к дробовикам российские охотники, получив благодаря новому закону об оружии достаточно легкий, по сравнению с советским временем, доступ к нарезным винтовкам вольно или невольно переносят свой опыт обращения с гладкостволками совсем на другой вид оружия.
    Тему начну с нескольких известных мне примеров и случаев применения неадекватного охоте калибра.
Ты туда не ходи…
    Поздняя осень. Снег уже лежит. Охотник садится на вышку с целью (по лицензии) добыть поросенка до 20 кг. Выбранное им для охоты оружие карабин калибра 9,3х62. Результат был следующим: после выстрела с расстояния 20 метров (центр подкормочной площадки) поросенок упал как подкошенный, но когда, через мгновение в голове стрелка проснулась мысль о фляжке - бывший полосатик умчался вместе со стадом!!! Поиск подранка в этот вечер ничего не дал. На следующий день утром поиски были продолжены с помощью собаки по кровяному следу. Поросенка (его конечный вес оказался примерно около 15 кг) нашли на лежке в 5 км по прямой от вышки (пройдено по следу было более 8 км) еще живым(!) в 15 часов дня. То есть его мучения продолжались около 20 часов. В шее у него зияло выходное отверстие от пули величиной с кулак! Животное было почти полностью обескровлено. Немецкая "девятка", которой в начале прошлого века стреляли самых крупных зверей в Африке, вырвав мышцы в шее, не повредила основных артерий и шейных позвонков. Видимо, ни контузии, ни, т.н. гидравлического удара, пуля сделать, не успела. Почти вся ее энергия ушла в землю!
    Следующий пример в определенном смысле вообще дикий. Точнее это рассказ-похвала другого охотника, случайно встреченного мной на одной крупной охотничьей базе, о своей винтовке CZ вышеупомянутого калибра: "Отличное ружье, на лося и медведя, а легкой пулькой, с оптикой конечно, глухаря с верхушки ели снимаю". Как отнестись к этому, будучи в здравом уме и памяти?! Я сейчас не о браконьерской охоте на глухаря. Понимает ли этот "человек с ружьем", куда может улететь его "легкая пулька"? Еще ладно если он так стреляет в нежилой глуши, а если около города, оживленной трассы или крупного поселка? Не думаю, что при этом он сверяется по GPS или компасу, в какой от него стороне находятся люди. Знает ли он о возможностях своих патронов? Видимо ему невдомек, что пули его карабина могут улететь на 2-3 км и поразить совсем другую цель! А такие случаи, к сожалению, бывают.
    Ну и третий, на мой взгляд, полностью безумный случай, ставший мне известным от знакомых, это охота на кабана с подхода с карабином калибра 223 Rem. Егеря допустили клиента к охоте, потому что он с карабином. А у нас это само по себе означает крутого охотника. Да и нет, у них обязанности проверять соответствие оружия предполагаемой охоте. Не в Африке! Комментарии излишни. Скажу лишь, что горе-охотник не пострадал, но кабана "достреливали" с егерского гладкоствола.
На авось
    Нет никакого желания и цели "гнать волну" на выше упомянутых товарищей. Таких историй можно набрать вагон и маленькую тележку. Ясно одно - став обладателями совершенно иного по характеристикам оружия, многие охотники лишь перенесли на него свои ощущения от охоты с гладкоствольным ружьем, но полностью отстали от него "интеллектуально". Сравнить это можно только с детским садом, когда маленькие детки там играют в войнушку - кто первый крикнул "пиф-паф", тот и выиграл "сражение". И я не склонен обвинять в этом горе-охотников. Чтобы стать стрелком, достаточно попадать в мишень, чтобы стать стрелком-охотником, надо досконально знать возможности своего оружия и патронов по биологическим целям, а не фанерным. Чтобы изучить оружие надо иметь доступные базы подготовки охотников, где они могли бы: делиться опытом друг с другом, изучать характеристики гражданского оружия и, кстати, анатомию охотничьих животных, экспериментировать с различными патронами на мишенях-муляжах. Выпускать, в конце концов, пар своего стрелкового азарта. Их, к сожалению, по большому счету нет. В чем же заключаются ошибки неправильного восприятия?
    В оружейном каталоге за прошлый год я насчитал более 180 видов патронов к нарезному оружию в калибрах от 17 Remington до 700 N.E. Есть среди них и "бывшие военные" и специально разработанные для охоты образцы. Особенно интересны такие относительно новые и не очень распространенные патроны, как 30 Blаser (7,62х68) и 9,3х66 Sako, которые как бы перекрывают по своим возможностям пробелы между уже давно существующими более и менее мощными патронами в линейке средних и крупных калибров. Ко многим из них существует не по одному десятку специально разработанных пуль разной конструкции и массы. Все это богатство объединяет одно понятие - каждый отдельный боеприпас создавался для определенных условий стрельбы по определенным видам животных и даже можно сказать, в некоторых случаях, на определенной местности!!! Это надо не только помнить, но и понимать. Хотя конечно поражать охотничью цель из нарезного оружия можно в большом диапазоне расстояний. Но какой будет результат? Недаром ведь и сами патроны условно делят по предназначению. Одни патроны - для горных охот, другие - для загонных, третьи - для африканских и т.д. Инженеры делают все для того, чтобы ваш точный выстрел был единственным! И повторять его не пришлось.
    Пуля гладкоствольного ружья тоже может улететь на километр, но никому и в голову не приходит стрелять ей лося и на половине этого расстоянии! Но в первом описанном в этом материале случае все было наоборот - по воробью из пушки. Хотя для добычи того кабанчика-поросенка с лихвой хватило бы и мощности пулевого патрона гладкоствольного ружья 20 или даже .410-го калибра (при хорошем стрелке и ружье). А из нарезных - образца 1943 года (7,62х39), если говорить об отечественном производителе или .243 Win. Это наверно максимум, что требовалось для той охоты.
    Стрельба глухарей с нарезного ствола крупного калибра, если не говорить об этической и юридической стороне такой охоты, на мой взгляд, связана с тем, что охотник переложил на винтовку обязанности дробовика. Приобретя винтовку, он сразу придал ей статус СВЕРХ и СУПЕР универсального оружия. Зачем мучатся с подбором дроби, чоков, подходом к древней птице, когда есть карабин! То, что полет пули (этой точной замены дробовой осыпи по мысли стрелка) под большим возвышением вылета из ствола может быть еще очень далеким и опасным даже после точного прохождения цели, стрелка не беспокоит. Не потому что ему на всех плевать, а от недомыслия и отсутствия знания своего оружия.
    И, наконец, третий описанный случай. Как мне кажется (я лишь могу предполагать), данный охотник нахватался вершков из журнальных статей, рассказывающих об экзотических охотах на Диком западе. Действительно в прессе можно прочитать повествования об охотах на крупных зверей даже с пистолетом, причем малокалиберным. Но нельзя упускать из виду, что и там к этой охоте допускают не каждого встречного, не в обиду будет сказано. А сама охота основана не на подходе, а на подкарауливании зверя у мест кормежки или лесной тропе, полной маскировке стрелка (от цвета до запаха) и знании анатомии животного, ибо поразить его действительно легкой пистолетной пулей можно лишь в определенные места головы и корпуса. Причем стрельба из охотничьего пистолета ведется на малые дистанции, а то и практически в упор.
    Охота - это не то место, где можно полагаться на русский авось!
Скажите точно…
    И под занавес еще об одной ошибке приводящей к неадекватному использованию охотничьего нарезного оружия на охоте. Она происходит на стадии покупки винтовки. Пример, который я сейчас опишу, вымышлен, но в той или иной форме все-таки встречается в жизни довольно часто. Получив лицензию на "нарезняк" после пяти лет охоты с гладкоствольным ружьем приходит человек в магазин и начинает выбирать. И вот он видит, например, штуцер 9,3х74, карабины .308 и .270, после чего как бы незадачливо спрашивает продавца: что лучше, какие патроны к ним? Продавец также незадачливо отвечает, что штуцер потяжелее, патроны с пулей под двадцать грамм, .308-й у них полуавтомат, сам тяжел, но на 10 патронов, а магазинка .270 самая легкая и патроны к ней тоже.
    Допустим так. Наш герой (думаю когда-то мы все были на его уровне) дабы не ударить в грязь лицом и показать, что и он не дурак, интересуется характеристиками патронов к данному оружию. В конце беседы наш вымышленный герой узнает, что .270 ружье самое легкое, полет пули этого калибра наиболее пологий, то есть, стрелять, можно не меняя прицела и можно подобрать патроны с начальной энергетикой пули не намного меньше, чем у штуцера-"девятки" и даже выше чем у .308 калибра. А по скорости ей вообще равных тут нет. И покупает новоиспеченный охотник винтовку .270 калибра, как самую удобную, а то и выгодную по цене и смело ездит с ней на все охоты! После чего с ним случаются приключения подобные описанным выше. И еще хорошо, если они хорошо кончаются для него и его окружающих людей! Про этику выстрела, к которой надо стремиться и мучения зверя думаю говорить уже не надо.
Выводы
    Они простые:
    1) Перед покупкой нарезного оружия надо понять для себя на кого именно, прежде всего, собираетесь охотиться и по возможности изучить эти объекты охоты, их особенности.
    2) Зазубрить как молитву правило - универсального оружия не бывает, каким бы дальнобойным и мощным оно не было! Больше узнавайте о понравившемся вам оружии и патронах к нему.
    3) Неправильных калибров не бывает - бывает их неправильное применение!

Дмитрий Неклёсов

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2010. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.