Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Зимние охоты на бурого медведя

   Прежде чем описывать зимние охоты на медведя, отметим сначала, что в нашей стране обитают три типа медведей - бурый, белый, гималайский. В нашем повествовании речь пойдет о буром медведе - украшении лесов России

   Каждый охотник испытывает уважение к медведю и пытается проверить крепость силы духа при охоте на этого зверя. Я много охотился на медведя по чернотропу. В основном это были охоты на овсах и у привады в летне- осенний период. Не раз приходилось с собаками и без собак добирать зверя. Отмечу, что во время добора адреналин заполнял меня от кончика ушей до пяток, а сердце колотилось где-то у горла. Мое отношение к медведю чрезвычайно уважительное. Много раз я сталкивался с медведем в лесу один на один, не раз мы добывали этого зверя. Были на медведя удачные и неудачные охоты, врезавшиеся в память на всю жизнь, послужившие даже источником для написанного рассказа "Не стреляйте медведей". В последнее время я реже стал охотиться на косолапого. Но тяга к охоте на этого зверя не угасла, поскольку численность медведя достаточно высока и есть еще желание "проверить порох в пороховницах".
    Зимой я охотился на медведя редко, поскольку по долгу службы свободного времени в этот период у меня всегда было мало. Однако друзья-охотники много интересного поведали мне о зимних охотах на косолапого. После чего я сделал вывод - медведь остается медведем и зимой, и летом. Охота на него всегда непредсказуема и опасна.
Охота на берлоге
    Одной из основных зимних охот по медведю была - охота на берлоге. Сразу отмечу, что в настоящее время охота на берлоге находится под запретом. Однако эта охота является одной из самых древних охот на Руси и заслуживает подробного описания, хотя бы потому, что, кто не знает истории, навсегда остается младенцем. Настоящий охотник должен знать богатейшую историю охоты на медведя, практикующуюся на Руси с древних времен. Охота на берлоге требует, как правило, много времени и затрат. Во-первых, берлогу непросто найти. Порой находится она в таких крепях, что добраться до медвежьей спальни невозможно даже на лошади, а о проезде к берлоге на снегоходе нечего и думать. Во-вторых, нужно время, чтобы дать медведю облежаться и не спугнуть его. В-третьих, надо идти на медведя с надежным товарищем, который при виде зверя не бросится в бегство или не залезет на дерево. В-четвертых, нужно иметь хорошее пристрелянное оружие. В-пятых, довольно часто случается добирать раненого медведя, поскольку он крепок на рану, что без собаки-медвежатницы смертельно опасно.
    Некоторые молодые охотники считают, что охота на медведя в берлоге проста: подкрался к месту лежки зверя, прицелился, жахнул раз-другой в зияющее чело и баста. Это заблуждение. Даже опытным лесовикам зверь наносит порой тяжелые увечья.
    И охотники, взявшие не один десяток медведей, подвергают себя опасности при охоте на этого зверя. Не зря говорят: сороковой медведь - роковой. О коварстве, хитрости этого зверя рассказал мне знакомый медвежатник Матвей. Он ранил медведя, пошел по крови добирать. Дело это не новое для него. А зверь дал петлю, затаился у своего же следа в корнях елки. Пропустил охотника и навалился сзади. Охотник оказался отчаянным, храбрым человеком, успел ножом брюхо медведю вспороть. Он рассказывал мне, что его кровь и кровь зверя в одну лужу стекала… Кое-как Матвей выбрался из-под зверя, домой пополз. Кожа клочьями висела. От потери крови сознание терял. Матвей рассказал, что от гибели его спас случай - охотники нашли его в трех километрах от деревни. Не один месяц в больнице провалялся. Еле выкарабкался, а отметины-шрамы на всю жизнь остались.
    Бесстрашный охотник, старый товарищ, Василий рассказал мне об охоте на берлоге, которая затянулась на два дня. Изложу все по порядку.
    Наступила зима. Забелил снег все вокруг: и землю, и дома, и деревья наглухо накрыл белой простыней. Но можно еще без лыж бродить по лесам, пока не заглубел снег. Тихо кругом, морозно, солнышко низко стоит над лесом. Однако мороз для охотников - не помеха!
    Василий поведал, что с бывалым медвежатником Кузьмой пошли они к медвежьей берлоге. Всю осень следил за зверем Кузьма, ждал, когда медведь завалится спать. И дождался - под порошу топтыгин прикорнул под поваленной ураганом елкой. Дал дружок зверю облежаться и через неделю Василию по телефону сообщил, что косолапый в почивальне, ждет! Не раздумывая, Василий взял отгулы, рванул в леса. Утром он и Кузьма вышли из деревни. Была легкая поземка, подмораживало. До места добрались часа через три. Подойдя к берлоге, Кузьма раскурочил ее чело, сунул туда кол, а Василий встал в стороне от чела. Наступила пронзительная тишина. Сначала из берлоги послышался легкий шум, потом - глухое урчание. Неожиданно округу взорвал рев, взметнулся столб снега, и огромная черная глыба вылетела из берлоги. Однако вымахнул медведь не изчела, где его ждал Василий, а из запасного выхода, который хитрый зверь осенью предусмотрительно соорудил. Василий успел бухнуть из ружья двенадцатого калибра по пронесшемуся сбоку зверю. После выстрела медведь чуть осел, сделал огромный прыжок в сторону, пересек поляну и, кровеня снег, ринулся в крепь. Все произошло мгновенно. Придя в себя, Кузьма и Василий молча переглянулись. Василий, было в запарке, побежал по следу, но Кузьма окрикнул напарника:
- Ишь, какой прыткий. Зверюга может и затаиться в засаде, и тридцать верст ему не клюшка, если ранен легко. Отемняем в лесу. Завтра Заиграя возьмем.
- А он не побоится медведя? - осторожно спросил Василий.
- Собака, что надо!
    Подумав малость, Василий согласился. На следующее утро прибыли к месту подъема зверя с рассветом. Кузьма огляделся, спустил Заиграя с поводка. Собака моментально скрылась из вида, а охотники пошли по следу. Пройдя километра два, услышали вдалеке лай. Сорвавшись с места, охотники побежали. Однако вскоре лай сместился в сторону и пропал со слуха.
    Кузьма отметил, что зверь водит собаку, но ему не отвязаться от Заиграя. Вновь охотники ринулись вперед. Кузьма прибавил ход и замаячил далеко впереди. На краю горельника он остановился. Когда Василий подошел, Кузьма показал рукой под поваленную осину, где обозначилась окровавленная лежка зверя. Внимательно, оглядели место.
    Василий предложил передохнуть, на что получил категорический отказ, и охотники полезли в крепь. Идя впереди, Кузьма иногда останавливался, слушал тишину леса. Неожиданно он поднял руку, сказал, что Заиграй лает на одном месте. Василий недоуменно пожал плечами, поскольку лая не услышал. Кузьма пошел по снежной целине. Василий молча двинулся следом. Пройдя с четверть часа, и Василий услышал голос собаки.
    Охотники вышли на открытое место, заметили, что медведь засел в коряжнике и отбивается от собаки, хватающей его за гачи. Вдруг зверь сделал прыжок и исчез в лесных дебрях, увлекая за собой Заиграя. Кузьма и Василий, не мешкая, пошли по следам. Когда продрались сквозь еловый заслон, увидели впереди груду наваленных друг на друга лесин. Заиграй лаял, постоянно перебегая с места на место. Из-под лесин слышалось рычание зверя, который отмахивался лапами, норовя прихватить собаку, которая ловко увертывалась и не давала хода медведю.
    Пригибаясь и прячась за деревья, охотники подошли к завалу. Под ногой Василия хрустнул сучок. Медведь прекратил отбиваться от собаки, из-за лесины показалась голова зверя.
- Пора, - тихо сказал Кузьма.
В этот момент медведь вздыбился. Раздались два выстрела. Зверь ворохнулся, выскочил из укрытия. Заиграй схватил зверя загачи. Медведь резко махнул лапой, собака отлетела в сторону, взвизгнув, вновь устремилась к зверю. В этот момент Василий приложился, ударил второй раз. Медведь рявкнул, сделал прыжок, приземлился в трех шагах от охотника, завертелся на месте. Кузьма выстрелил в бок зверя. Медведь глухо рыкнул, уронил голову. Охотники отдышались, поздравили друг друга с полем, стали собираться в обратный путь. Лишь ночью они вывезли зверя в деревню.
    Если повезет, то на берлоге зверя можно взять быстро, без особой подготовки к охоте. Но это дело случая и удачи, которые иногда балуют охотника. Особенно тогда, когда рядом находятся хорошие лайки. О таком случае мне рассказал знакомый медвежатник Иван. Однажды они возвращались с Петром из таежного поселка на снегоходе. Ехали медленно, поскольку по захламленной просеке пробраться непросто. Две лайки бойко бежали в стороне. По неглубокому снегу лайки тщательно прочесывали лес. Дорога была дальней, и товарищи решили отдохнуть, попить чаю. Не успели развести костер, как в стороне залаяли собаки. Схватив ружья, ринулись на лай. Увидев собак, стали медленно к ним приближаться. На косогоре, к которому примыкал частый ельник, увидели нору и услышали глухое урчание. Сначала подумали, что собаки напоролись на квартиру барсука. Но когда, увидев охотников, одна лайка осмелела и полезла в чело, раздался грозный рык, указывающий, что хозяин жилища - медведь. Лайка пулей выскочила из норы. Зверь же на свет божий не выходил даже после того, как туда сунули кол. Нора оказалась длинной, и кол не доставал до зверя. Сверху берлоги лежал слой земли и слой снега. Посовещавшись, решили стрелять сквозь крышу. Воодушевленные выстрелом собаки бросились в чело берлоги, откуда доносился рев зверя. Через минуту, как оглашенные, лайки выскочили из норы, за ними выле тел зверь. Оказавшись на воле, зверь разметал собак, вздыбился. Лайки вновь подскочили к медведю, схватили за гачи. В этот момент прогремели два дуплета, наповал сразившие зверя, которого тут же оседлали собаки
Охота облавой
    Облавная охота практикуется практически всю зиму. Такая охота применяется часто, когда медведь в берлоге не облежался. Подойти к нему трудно - зверь убежит заслышав подозрительный шорох. Причем может уйти так далеко, что измучит охотников, водя их по самым крепким местам.
    Облавная охота начинается с обхода зверя. Хорошо знающий местность окладчик определяет предполагаемое место нахождения зверя и обходит его по кругу. Когда он круг замкнет, не обнаружив выходного следа зверя, сообщает охотникам, что медведь в окладе, расставляет стрелков и пускает в загон несколько человек. Обложить зверя - дело трудное, требует от охотника большой затраты сил. Обход приходится делать на лыжах, продираясь через делянки и лесные завалы. Раньше в окладе находились десятки человек, включая и женщин. Шум, гам, улюлюканье заполоняли лес.
    Сейчас в загоне участвует меньшее число людей. Как правило, бригада охотников разделяется на две группы. Первая - это стрелки, вторая - загонщики.
    Уже известный читателю мой приятель Василий попал на облавную охоту по приглашению товарищей, хорошо знавших его смелость, хладнокровность и выносливость, проверенные на охотах.
    Окладчик сказал, что медведь в кругу, расставил на линии стрелков. Василия и трех товарищей послал в оклад, зная, что медведь хитер, коварен, может пойти не на линию стрелков, а на окладчиков. С охотниками была молодая собака, но по медведю она не работала, и взяли ее в лес для натаски. Начали колотить колотушками по деревьям и покрикивать. Через километр Василий напоролся на свежие следы медведя, оповестил товарищей, что зверь стронут. Василий пошел по следу, направляющемуся на линию стрелков, и ждал выстрелов. Но выстрелов не последовало. Вдруг в стороне что-то хрустнуло. Василий глянул и увидел за кустом можжевельника стоящего как изваяние медведя. Увидев человека, зверь фыркнул, скрылся в чаще. "Наверное, на линии стрелков кто-то подшумел зверя". Василий взял ружье наизготовку, двинулся к месту, где недавно стоял медведь. След указывал, что зверь на махах ринулся к линии стрелков. Вдруг медведь пробороздил огромную полосу и кинулся вдоль линии стрелков, не показываясь на чистом месте. Василий крикнул, что было мочи, о намерении зверя проскочить облаву. В этот момент сзади взвизгнула собака. Василий обернулся, увидел зверя, затаившегося в корнях елки, почувствовал, как по спине пробежал неприятный холодок. "В прятки что ли со мной зверь играет? Ежели бы не собака, мог, как пить дать, оседлать сзади…" Но стрелять нельзя, в направлении выстрела может оказаться человек. Зверь поднял фонтан снега, скрылся в молодом ельнике.
    Медведь был осторожен, тихо шел по лесу, принюхивался, прислушивался, обследуя местность, а при виде человека, которого он обнаруживал всегда первым, скрывался. Причем в окладе зверь ходил кругами, петлял, как заяц, напрочь запутал следы. Выждав удобный момент, медведь вышел из оклада, продемонстрировав хитрость и смелость. Охотникам ничего не оставалось делать, как идти к машине, поскольку солнце уже низко склонилось над горизонтом, а пробираться по заснеженному лесу в потемках опасно для жизни охотника.
    Целый день продолжалась охота и закончилась безрезультатно. Но никто не сетовал на обстоятельства или промашки, допущенные кем-то из охотников.
Охота

Валерий Секованов

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2016. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.