Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Хариусы Белой Кедвы

Спорим, вы никогда не слышали название этой реки? Даже многие жители Княжпогостского района и городского округа Ухта, что в республике Коми, по территории которых Белая Кедва, собственно, и протекает, и то не слышали об этой речке. И в этом нет ничего удивительного.

     Белая Кедва протекает в средней части Тиманского кряжа. Это возвышенность, расположенная на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. Тянется кряж от Чёшской губы Баренцева моря на юго-восток до истоков реки Вычегды. Длина кряжа составляет около 950 км. Он разделяет Двинско-Печорский бассейн на две части.
     Река Белая Кедва, которую я обнаружил, разглядывая карту Коми, сразу вызвала у меня интерес. Во-первых, практически к самым верховьям есть дорога. Во-вторых, подходящий для двухнедельного сплава километраж.
     Общий маршрут сплава составит примерно 210 километров, а это около 20 километров в день, что вполне нормально. При этом перепад высоты с места старта до точки выхода больше ста метров, а значит, река «тащит». Река течет с запада на восток, но такими змеевидными изгибами и с таким количеством поворотов, что скучать точно не придется. Единственное что пугало, это возможные завалы на реке. Так как река таежная и почти по всей своей длине не широкая.
     В интернете особой информации о реке практически нет. Нашел краткое описание в Википедии. Узнал, что на большей части Белой Кедвы образован заказник. Обнаружил отчет о сплаве еще с советских времен и фотоальбом с реки за 2008 год. Вот он меня и заинтересовал. Пообщавшись с автором узнал, что они с приятелем два года подряд сплавлялись по реке на катамаране. Это обнадежило. От него же я узнал, что дорога в верховья реки действительно есть, но по дороге находится тюрьма-поселение и стоит шлагбаум. Но вроде как можно договориться и проехать. Это малость напрягло, но не остановило. Ну и главное, что в реке водится и ловится хариус. Попадаются и хорошие экземпляры. 
     Человека готового отвезти нас в желаемую точку заброски, я нашел на сайте бесплатных объявлений. Владимир – владелец «буханки» из Ухты – предлагал свои услуги по доставке на рыбалку или пикник. Он готов был нас закинуть в нужную точку и потом забрать в точке выхода.
     Пришло время покупать билеты. Коллектив из пяти человек был сформирован быстро. Четыре мужчины и одна женщина. Для меня и моего товарища Сергея это был первый опыт путешествия в разнополой команде. Но зная, в каких походах побывала Петровна, жена еще одного члена нашей команды Николай Николаевича, сомневаться в ней не приходилось. Пятым членом команды стал Олег, который прошел с нами в прошлом году весь пеший маршрут по северному Тиману.
     Станция Чиньяворык находится не доезжая Ухты. Именно тут нас должен забрать Владимир. Но поезд приехал вечером, а старт у нас утром следующего дня. Ночлежка в поселке произвела тягостное впечатление и нам там явно были не рады. Зато на вокзале дали добро на ночлег, а рядом оказалось великолепное кафе у заправки. Вкусно и дешево. Докупив кое-какие продукты, ждем машину и в предвкушении путешествия весело болтаем.
     – Куда собрались? – Поинтересовался подошедший мужчина в форме железнодорожного рабочего.
     – На Белую Кедву, – бодро ответили мы.
Далее завязался вот такой диалог.
     – А вы откуда?
     – С Москвы.
     – Так там же заказник.
     – Ну и?
     – Не пустят.
     – Кто и на каком основании?
    – Там пост. Проезд закрыт. Да и зачем вам на Белую Кедву? Чего там делать? Езжайте лучше на Вымь. И откуда вы вообще узнали о Белой Кедве?
      Настроение наше немного подпортилось, но было в голосе человека что-то неестественное. Казалось, что он старается отговорить нас идти на Кедву. Тем более, что для того, чтобы попасть на речку Вымь, надо проезжать все тот же пост. Но когда мы рассказали о том, где мы бывали и как путешествуем, то расположили собеседника к себе. Выяснилось, что он занимается заброской туристов на реки Коми. Правда, на Кедву не забрасывает. Сказал, что никакой тюрьмы-поселения уже два года как нет и соответственно нет никакого поста, и что мы без проблем попадем на речку. Когда подъехала наша машина, то нам уже рассказали, куда лучше проехать и откуда удобнее и короче подойти к реке. Напоследок он сказал еще, что там и увидимся.
      Дорога заняла около четырех часов. Дорога нормальная, хоть и грунтовка. Видели огромную стаю гусей в каком-то маленьком болоте, а уже у реки глухари пытались преградить нам путь.
От точки, куда мы смогли проехать, до первой стоянки у реки навигатор наcчитал ровно 900 метров. Отличная заброска, надо признать!
     В первый день собрать катамаран, как планировали, у нас не получилось. На стоянке оказались свежие следы пребывания людей. А помимо следов, я нашел еще японские часы Seiko. Такие находки меня не радуют. Возьмешь чужое - что-то свое потеряешь. Не возьмешь, может еще хуже получиться. Вдруг это провидение тебе знак дает, что надо спешить: впереди завалы и вы можете не успеть. Или наоборот: не надо торопиться, времени у вас достаточно. Вот с этими смешными мыслями я сфотографировал часы, и убрал их в рюкзак.
     В месте стоянки кроме мелкого гольяна, никакой другой рыбы не наблюдалось. А Серега, решивший прогуляться со спиннингом вдоль берега, «порадовал» нас информацией не только о том, что рыбы нет, но и о том, что реки нет, и как мы потащим катамаран - непонятно. Ну река-то была. Местами узкая, мелкая, и дно почему-то илистое. Но вполне пригодная для сплава на катамаране. Где-то надо было протащить, где-то нагнуться под свисающими ветками деревьев, а где-то мы шли под веслами. Радовало отсутствие серьезных завалов и то, что нам всегда удавалось выбрать нужную струю когда река разбивалась. Не радовало полное отсутствие рыбы. Река словно вымерла. Так как вода была очень прозрачной, а дно довольно быстро стало белым из-за каменной породы белого цвета, то вся река отлично просматривалась. Рыбы нет!
В первый день похода нам так и не удалось поймать ни одной рыбки, и это меня немного напрягало. Это же я предложил пройти по Белой Кедве.
     Начались красивые пейзажи, река радовала чистой и вкусной водой. Погода радовала, комары
отсутствовали как вид, с берегов свисали гроздья черной и красной смородины. А сами берега были усеяны брусникой. Пролетали утки да гуси. Река отлично тащила наш кат, а мы ей в этом помогали. Вот только рыбы по прежнему было не видно. Странно все-таки выглядит река без рыбы.
     – Я видел, видел пару отменных хариусов! – Мой радостный крик всполошил всю команду.
И правда, два шикарный хариуса проплыли мимо ката. С этого момента мы стали соревноваться в том, кто увидит больше рыб. Правому борту, где сидел я, везло больше. Но скоро и левый борт увидел первых рыб. Второй день подходил к концу, мы прошли уже тридцать километров реки и пока не поймали ни одной рыбы.
     Первого хорька удалось поймать мне. Нормального такого хариуса, грамм на семьсот. Ну а дальше дело пошло. В тот день встали в отличном месте с точки зрения рыбалки. Каменный каньон, крупные камни. Хорошая глубина и течение. В этом месте Сергей поймал нашего первого килограммового хариуса. Улова хватило и на жарку и на уху и на малосол. Жареный хуриус не менее вкусный, чем малосольный, а если еще и с картошечкой-пюре...
     С этого дня мы не оставались без рыбы ни разу. Погода продолжала нас баловать, и казалось, что мы не на севере, а где-то на юге, без комаров и с ласковым солнцем. Даже накрывшая нас гроза напоминала скорее тропический ливень, чем простую грозу. Мы шли под веслами, а за стеной дождя не было видно даже впереди сидящего. Гроза была такой силы, что вода просочилась даже в некоторые гермомешки.
     С этого дня путешествие вошло в свое размеренное состояние. Мы любовались окружающими нас пейзажами, вкушали дары леса, ловили рыбу и легко делали свою норму в 20 километров. Иногда мы проплывали над хариусами которые поражали своими размерами, но они категорически отказывались брать предложенные приманки. Нам бы остановиться и не торопиться вниз, к людям, но нам хотелось двигаться вперед, узнать что там дальше, за поворотом.
     А поворотов было не счесть, и казалось, рыбы там еще крупнее и больше. А дальше мы очень быстро оказались на границе заказника. Оказалось, что мы его очень лихо проскочили. Вот и скалы высокие закончились и большие камни на дне, которые так любит крупный хариус. Вот и размеры хариуса стали значительно меньше, как меньше стало и его самого. А когда впереди нас показалась моторная лодка, настроение наше вообще подпортилось. Неужели уже к людям вышли?
      Оказалось, что нет. Еще не вышли. Хотя мы каждый день кого-то но встречали на реке. А вышли мы к базе отдыха какого-то нефтяного магната. Он сюда с друзьями приезжает ловить рыбу. Правда, редко. А остальное время на базе только сторож. Меняются сторожа через месяц. Алексей, который в это время базу и сторожил, ловил в реке хариуса на поесть, и своему коту. Для этих целей он уронил в реку две сосны, и около них скопилось огромное количество рыбы. Правда, некрупной, но очень много. Это место он называл магазином.
     От Алексея мы узнали, что перед нами здесь прошла семья его знакомых из Ухты на байдарке.
– Знаю, – сказал я, – они часы на первой стоянке потеряли.
– Точно! – подтвердил Алексей. – Я время спрашиваю, а у них часов нет.
     Часы я ему отдал, чтобы передал в Ухте хозяину. Вот люди удивятся! Ведь мы были всего второй группой в этом году, которая прошла вниз по реке. А в прошлом году была вообще только одна лодка.
     А ведь на реке есть, что посмотреть и даже поискать. Помимо огромного количества ягоды, на берегах можно найти древнейшие окаменелости морских обитателей, которым миллионы лет. Я даже в Якутии на реке Оленек столько не встречал. Ну а поймать своего рекордного хариуса шансы очень велики.
     Нельзя сказать, что река малопосещаемая. На берегах довольно много изб, отмеченных на карте. Большинство очень аккуратные и чистые. Каждый день мы теперь встречали лодку под мотором, идущую нам навстречу. Одну, максимум две, но встречали. Хариус вновь стал мельче, опять пропали крупные камни, а окунь и щука, которые должны были, по нашему мнению, уже появиться, все не появлялись. Но вот вновь появились крупные камни и хороший хариус. Вообще река порушила все мои представления о северных реках. В верховьях вода была холодней, много укрытий для охоты в виде затопленных деревьев, но хариуса не было вовсе. Потом появились крупные камни и крупный хариус. Вроде все правильно. В среднем течении вода теплее, а хариуса еще больше и он разного размера. Еще ниже вода не особо теплее, появляются огромные камни, а хариуса меньше.
     Но самое удивительное, что самых крупных рыб мы поймали на песчаных косах, в яме, когда температура воды достигла отметки 17 градусов, где никаких камней не было вовсе.
     О приманках не вижу особого смысла говорить, так как когда хариус ловится, то он и на большую колебалку может позариться, и на мелкую вертушку. Впрочем, и муху он не игнорирует. У меня отлично работала вертушка Blue Fox – серебряная с красным сердечником второй номер.
      В середине путешествия мы поняли, что пройти 20 километров в день для нас раз веслом махнуть. Река продолжала отлично тащить. Погода продолжала радовать а про комаров я уже говорил. Редко появлялась мошка, но не в огромном количестве. Хариус постоянно присутствовал в уловах. Все-таки он хорош в любом виде. И сырой, и в ухе, и соленый, и жареный. Вот только должно быть одно условие: он должен быть свежим. Петровна развлекала нас песнями и рассказами, а мы загорали под ласковым северным солнцем. Загорели так, что я лично и не помню, когда так загорал последний раз. Вот вам и убежали от московской жары!
     На очередном повороте вновь встречаем лодку. В ней четыре рыбака. Ба, а лица то знакомые!
– Вот и встретились! – кричат нам рыбаки.
Это наши знакомые со станции, которые отговаривали нас от похода на Белую Кедву. Нас отговаривали, а сами сюда, за хариусом.
     Не зря все-таки я нашел часы на первой стоянке. Время пролетело мигом. Не успел оглянуться, как мы прошли весь маршрут. А самого крупного хариуса мы увидели именно в самом конце маршрута. Даже глазам своим не поверили и предположили, что это была какая-то другая рыба.
Но я уверен, что это был хариус. А другую рыбу мы поймали в заключительный день нашего путешествия. И окуня поймали, и щуку. Но только зачем окунь, если ловится хариус?
      А в нашу заключительную ночь река подарила нам великолепный вечер. Мы встали на высоком берегу, прямо на покосе. Тихим вечером из леса на нас стал наползать густой туман, а из-за деревьев появилась огромная красная луна. Давно такого завораживающего пейзажа я не видывал. Когда мы с Серегой отправились за дровами на соседнюю опушку леса, то простояли там с открытыми ртами минут пять, зачарованные открывшейся картиной: залитая лунным светом небольшая опушка, большая береза на берегу реки и висевшая над всем этим огромная луна. Казалось, что сейчас на опушку выйдут огромные мамонты и направятся прямиком к стогам сена жевать траву. Пока их никто не увидит. Почему именно мамонты? Да потому что много веков назад берега Кедвы их видели. И теперь счастливые туристы иногда находят их зубы. Надо только знать, как они выглядят. Мы с Серегой не знали, а Николаич знал. Теперь настоящий зуб мамонта стоит у него дома, ну а мы знаем, как он выглядит.
     Еще в начале маршрута река забрала у меня мой фотоаппарат: я даже не заметил, как он свалился в воду с катамарана. Жалко, конечно, но это не такая уж большая плата за встречу с красивой рекой, где живут огромные хариусы, где берега усыпаны ягодами, а леса грибами. Где на песчаных косах можно почувствовать себя туристом на море, а на каменных – палеонтологом. Где две недели пролетают, как один день, и где даже местные жители скрывают от других местных жителей, что совсем недалеко от них есть совсем небольшая, но очень интересная и непростая речка Белая Кедва.
Рыбак-Рыбака

Константин Алексеев

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2017. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.