Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Охота и рыбалка в России. Взгляд изнутри.
Начало Часть 5

1   В начале 60-х годов государство озаботилось расселением соболя в тех районах, где он существовал исстари, но был утрачен. Оттого в местах с его наибольшей плотностью, силами промысловиков был налажен отлов соболей в живом виде. Для этого применяли живоловушки и выискивали зверьков с собаками, после чего отлавливали их при помощи сетей типа рыболовных или специальными рукавчиками, но куда чаще снимали с деревьев при помощи длинной удочки и петли. На расселение годились только те соболи, что имели мех высокого качества и платили за них охотнику сумму, в несколько раз превышающую цену за простую шкурку.

   Монополия государства на пушнину сохранялась до последнего дня существования СССР, часть пушнины шла для внутреннего потребления, а самая дорогостоящая торговалась на Ленинградском пушном аукционе за валюту и уходила за рубеж. Но в стране всегда существовал и нелегальный (чёрный) рынок пушнины –сначала небольшой, но по мере роста благосостояния народа в послевоенный период и роста поголовья того же соболя и других видов пушнины, значительно возросший. На который, если дело не касалось промышленных значений скупки, перепродажи и переработки, надзорные органы всегда закрывали глаза.
Как в те времена, так и до сегодняшнего дня на головах сибирских красавиц можно иногда увидеть соболью шапку для повседневной носки стоимости невероятной. О чём, думаю, не подозревают даже сами хозяйки этой роскоши. И какую в Европе могут себе позволить лишь немногие богатые дамы, одевая подобные ценности только для выхода в свет.
1Кроме промысла пушнины в осенне-зимний период, летом промысловики занимались рыбным промыслом, поставляя этот товар для нужд населения. Рыбу ловили разную и в больших количествах, но вот благородная никогда не доходила до широкого потребителя – в магазинах её увидеть было нельзя, вся она оказывалась на столах лишь узкого круга избранных на ?большой земле?. В тех местах, где в изобилии плодоносит кедр, заготавливали орех, собирали в тайге дикую ягоду, занимались сбором грибов, которые солили и сушили, заготавливали лекарственно-техническое сырьё. Где-то промысловиков обязывали добывать и сдавать государству рябчиков, где-то куропаток.
Введение разрешений на отстрел копытных, о которых мы говорили выше, в огромной степени коснулось и промысловой охоты. Теперь даже профессионалов этот переход превратил в браконьеров из-за отсутствия должного количества лицензий. Разве охотник- промысловик, 1которому в силу своей работы необходимо качественно питаться, мог пропустить без выстрела сохатого или оленя в безбрежной тайге, где кроме него никого никогда не бывало и какого-либо пресса на копытных не существовало вовсе? Конечно же не мог! Потому мужики из тайги теперь стали привозить для своего семейного стола вместо мяса, какое привозили раньше, ?заячье-глухаринный? фарш, измолотый на ручной мясорубке в зимовье, дабы не быть пойманными госохотинспекцией на браконьерстве.
При этом, зачастую, отстрелянный в тайге лось или олень теперь весь в пищу человеку не шел и чаще становился привадой для зверей либо доставался разным падальщикам,. Но куда более неприглядным деянием тех времён, был ежегодный плановый отстрел дикого северного оленя (подвид карибу) в тундре в период его миграции. Соорудив на постоянных маршрутах на берегах тех рек, через которые переплывали стада, большие ледники для хранения добытого мяса в вечной мерзлоте, вели с моторных лодок на воде отстрел, добывая ежегодно десятки тысяч особей. Из расчёта, что мясо потом будет вывезено в жилые районы и реализовано, а шкуры пойдут на изделия. Но вывести заготовленное мясо у государства возможности не имелось. Это чаще всего можно было сделать только вертолётами в отсутствие дорог, что было очень накладно. Потому, как правило, ежегодно предыдущий забой списывался в убыток, ещё до начала миграции извлекался из ледников, сваливался под открытым небом в огромные кучи, от которых в конечном итоге оставались одни только кости, что лежат там и поныне, а к концу новой миграции оленей ледники вновь были полными.
С началом горбачевской перестройки по этому поводу Свердловской киностудией был снят документальный фильм ?Госпожа тундра?, который немногим удалось увидеть без купюр. Но на центральном ТV его показали уже в ином виде –наполовину сокращённым и все, ради чего этот фильм снимался, было вырезано - советский зритель об вопиющих безобразиях так никогда и не узнал.
1Ещё одним негативным и показательным для страны моментом, сделавшим всех без исключения промысловиков-соболятников браконьерами с точки зрения закона, было введение лимитов на добычу соболя. Всё это было бы оправданно, если бы добыча велась только ?на ружьё?, но охота с собаками в местах с наибольшей плотностью этого зверька ежегодно ограничена примерно 15-20-ю днями (редко 30-ю), а далее большие снега останавливают лаек и охотники переходят на лов разнообразными ловушками. При этом ?взятых? с собаками соболей и пойманных в ловушки можно в среднем определить в соотношении . (редко ?. На приманку в основном реагируют сеголетки и мигрирующие зверьки –оказать какое-либо давление на маточное поголовье при помощи ловушек невозможно. Взрослые, умудрённые жизнью особи, в них попадаются крайне редко, но нередко становятся добычей из-под собак.
Теперь давайте задумаемся, можно ли спрогнозировать, сколько промысловику попадётся соболей в ловушки, если их количество на его участке колеблется от 300 до 500 и даже 1000 штук? А можно ли вообще спрогнозировать, насколько удачным будет промысловый сезон?
Если учитывать все совокупные данные для всей популяции в тот или иной год (если эти факторы, конечно, гарантированно достоверны, в чём всегда есть сомнения), то сделать это в принципе возможно. А вот учесть все нюансы, связанные, прежде всего с достаточной или недостаточной кормовой базой для определённой территории в то или иное время года, это всё от лукавого. Но, как мы знаем, во все времена в нашей стране в министерских креслах сидели люди, откровенно считавшие, что они умнее самой природы. Которые надумали ввести ежегодный план не для определённой большой территории, где можно было бы дифференцированно подходить к вопросам добычи, а ввели строгий индивидуальный лимит для каждого охотника поимённо. В зависимости от опромыщляемой им территории. Не принимая во внимание, что в один год весь соболь, скажем, в вершинах гор, где уродился орех кедрового стланика и от того там развелась масса мышей на коих и сбежались хищники со всей округи. Которые, с выпадением больших снегов, дружно ринулись в ловушки. Отчего у всех без исключения промысловиков, что охотятся в тех местах, неизбежно возникает значительный сверхлимитный излишек. А вот все те, чьи участки находятся в пойменной тайге, в такой год выйдут по окончании сезона домой практически пустыми. Но в следующем сезоне всё поменяется –браконьерами станут вторые, первые же даже не оправдают собственных затрат на промысел. Всё это, конечно, несколько утрированно, но если пересчитать индивидуальную суммарную добычу охотника за 10 лет, вдруг окажется, что они и не браконьеры вовсе, а порядочные по отношению к природе люди.
О том, что система распределения индивидуальных квот изначально была порочна, точно так же как и в ситуации с лицензиями на копытных, понимали если не все, то многие. Но возмущаться было не принято и люди как всегда приспосабливались к возникшим обстоятельствам. Не считая чем-то зазорным изощрённо прятать излишки, вылетая на вертолёте в ?жилуху? или консервировать шкурки в 3-х литровых банках до будущего не столь продуктивного сезона. Данная система сделала своими заложниками как простых охотников, так и руководителей разного звена на местах, а главное породила ?чёрный рынок? пушнины в СССР.
1Куда охотник должен был деть излишки добытой пушнины, чтобы в глазах своего начальства и контролирующих органов, не стать нарушителем закона? Либо выбросить, либо ?сбросить её на сторону?. Сколько ценной валюты для государственной казны потеряла от данного ведения страна, одному Богу известно. Не бывает на планете Земля такого, чтобы в каждой её точке всё было одинаковым –погода, условия жизни и кормовая база, потому каждый сезон и для охотника всегда разный –в один год он может поймать 50 соболей, а в другой не поймает и 5.
На вопрос, чем были обусловлены подобные новации –некомпетентностью или откровенной глупостью тех, кто подобное придумал, ответить трудно, но, боюсь, всё это было сделано специально. Чтобы каждый человек в стране был в чём-то хоть немного, но виновен. Чтобы каждого гражданина в любой момент можно было бы привлечь к ответственности –избавиться от неугодного при подлой системе, всегда проще.
Сегодня перед Россией стоит огромная проблема заставить народ уважать закон, но именно подобные законы и деяния властей, исключающие элементарную логику и здравый смысл, приучили всех граждан страны не обращать на законы внимания, а жить по собственным понятиям.
Можно вспомнить и другие негативные моменты по отношению к нашему животному миру в советское время. Одним из которых являлось повсеместное применение протравленного химией зерна для посева в сельском хозяйстве и разбрасывание поверху гранулированных удобрений. Что по всей гигантской стране привело к сокращению чуть ли не до нуля поголовья некогда огромного стада тетеревов и куропаток –птицам было невдомёк, что они клюют ядовитое зерно или откровенный яд в гранулах. Но почти полный развал сельского хозяйства в постсоветское время, к сегодняшнему дню уже привёл к тому, что численность этих птиц многократно возросла. И всё же я ни в коей мере не стал бы очернять советское время. Само отношение людей к нашей природе тогда было куда более уважительным. Народ был более законопослушными, можно сказать боязливыми –никому не хотелось стать объектом всеобщего осуждения в обществе.
1Для сохранения природы и для пополнения биоресурсов делалось очень многое. На высоте была наука, всё же работала рыболовная и охотничья инспекция. Имелась специальная служба охраны лесов, для чего в пожароопасный период небольшие самолёты лесоохраны ежедневно бороздили небо, а в каждом районе таёжной зоны группы пожарных были готовы с полной амуницией выброситься на возгорание на парашютах.
Постоянно отслеживалась ситуация с волками, что немало вреда приносили не только диким, но и домашним животным –охота на них была разрешена круглогодично. Многое было брошено на борьбу с этими хищниками. Охотники разыскивали логова и уничтожали приплод. Их манили на вабу, подкарауливали у привады, зимой выискивали днёвки и охотились на волков с флажками. Ставили на них петли и капканы. В условия тундры, лесотундры и разреженного леса для отстрела серых хищников применяли авиацию –ещё с 30-х годов стали использовать тихоходные самолёты, а с появлением вертолётов в конце 50-х, задействовали их. Использовали против волков яд –сначала стрихнин, потом фтороцетат бария. Борьбу с волками не прекращали даже во время войны! Государство за добытого волка установило премию для охотников: волчонок –50 руб., прибылой - 100, взрослый волк - 150, волчица –200. И это в тот момент, когда зарплата молодого инженера, врача или учителя не превышала 130 рублей в месяц.
1Сегодня стоит признать, что многие меры по сохранению животного мира, его преумножению и рациональному использованию в Советском Союзе, особенно если дело касалось интересов державы, принесли ощутимые результаты. Самым показательным зверем вновь может послужить соболь. Поголовье которого до прихода большевиков к власти приближалось почти к нулевой отметке, а к моменту распада СССР было уже близким к тому состоянию, что наблюдалось в те времена, когда русский мужик пришел в Сибирь. Почти полностью истребленная к 20-м годам прошлого столетия антилопа сайга, благодаря охранным мерам и своей плодовитости, к концу 50-х годов имела численность более 2 миллионов особей, сохранив её практически такой же до новых времён. Пока не произошел новый обвал.
С успехом прошло переселение с американского континента и расселение ондатры, ареал которой сегодня покрывает практически всю страну, исключая арктическую зону. На острове Врангеля, Ямале и в низовьях Индигирки пасутся стада овцебыков, коих там не было лет 300. Американская норка стала вполне обычным видом даже в тех местах, где никогда не встречалась до этого и в наше время уже начинают говорить об её засилье в ряде мест. Ещё в царские времена изведённые на нет бобры, сегодня в некоторых областях европейской части страны начинают создавать для человека немалые проблемы, близкие к экологическому бедствию. Меры по сохранению копытных в центральных областях тоже принесли достаточно ощутимый результат, хотя и не достигли того уровня, что удалось сделать в странах Европы и странах Американского континента.
1А переселение лосей на Камчатку, где их до того никогда не водилось, привело к тому, что Россия получила самого большого на континенте гигантского Пенжинского лося. Массой да 800 кг и размахом рогов порядка 2-х метров. Самые крупные экземпляры из которых в 90-х, начале 2000-х годов порядком извели. Часто в угоду начавшего во всю процветать в тех местах охотничьего туризма. Когда понравившийся экземпляр выбирали сидя в вертолёте, как и этим же воздушным судном загоняли его под пули клиента. Этим грешили не только российские охотники, но часто и иностранцы за приличную доплату устроителям тура. Потому вполне резонно предположить, что даже рекорд SCI Камчатского лося, добытый в 2000-м году, (648" очков) был отстрелян именно так, а не иначе. Что спортивным способом добычи назвать никак нельзя. В то время как в штате Аляска, примеру, всё, что связано с охотой и вертолётами, однако, уже лет 40-50 уже под строгим запретом.
продолжение>>

Виктор Карпов

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2017. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.