|
|
|
|
За уриалом бегом по горам
По сухому, суровому, выжженному солнцем ландшафту, напоминающему поверхность Луны, мы идем втроем: егерь-проводник Султон, охотник из Испании Хуан и я, на этот раз в роли шерпа
Почему Шерпа? Все просто — на меня нагрузили тяжелый рюкзак, забитый продуктами и питьевой водой на несколько дней пути, защитной одеждой от дождя только для охотника и 5-килограммовой трубой «Сваровски».
Она нужна нам, как объяснил охотник, для определения примерного размера рогов уриала — маленькие и средние рога нам не подходят. Только большие, с длиной не менее 70 сантиметров. Эта подзорная труба меня раздражает больше всего — и не только своимвесом, но и полной бесполезностью своего присутствия на охоте. Мы уже четвертый день ищем трофейного самца уриала, но это предельно сложный объект для охоты.
Эти бараны широко распространены в горах Средней Азии, в Иране, Пакистане, Афганистане, Северной Индии и Омане. Но их популяция всюду редкая. Удивительно, что мы видим уриалов каждый день, однако, как правило, это несколько самок с ягнятами и трехлетние самцы. Трубой не пользовались ни разу, хорошие трофейные рога прекрасно видны в простой бинокль, так что таскаю я лишний груз зря. Но это нельзя говорить Хуану: клиент всегда прав — это закон для профессионального охотника. На пятый день мы — о чудо! — замечаем целое стадо уриалов в девять голов. Три самца и шесть самок пасутся на расстоянии в два километра от нас в низине холма.
«Ложись», — жестом показал егерь Султон, а охотник уже показывает мне, вернее машет рукой: доставай, мол, из рюкзака подзорную трубу. Я, конечно, не успеваю — через минуту уриалы мчатся, как вихри, по склону в нашу сторону. Скорее всего их кто-то спугнул, но это осталось загадкой. «Побежали», — полушепотом скомандовал проводник. И мы рванули, вернее, поскакали, как лошади, по камням, мелкому щебню азиатских гор и густым колючим растениям, периодически попадающимся на нашем пути. Взлетаем на вершину холма и видим уриалов, уже удирающих от нас в противоположную сторону.
Последовала новая команда Султона: "Падай и готовься к стрельбе". Плюхаемся на землю, поднимая кучу пыли. Бросаю рюкзак перед охотником, егерь передает ему карабин. На несколько секунд бараны останавливаются и смотрят в нашу сторону. Дистанция — 425 метров. Раздается гулкий выстрел, и я отчетливо слышу шлепок попавшей пули. У самого крупного рогача болтается задняя нога, но он довольно резво бежит за остальными, потом метров через двести отделяется от группы и убегает в сторону, скрываясь за холмом. С разрешения охотника проводник забирает у него оружие и бежит за подранком. Уриал с перебитой задней ногой удрал от нас на полтора километра, и только потом егерь добил его одиночным выстрелом.
Это была непростая, но зато настоящая охота за дикими баранами, и она запомнилась мне как одна из самых лучших охот за уриалами. Взять уриала почти всегда очень сложно, разрешений на охоту на него выдается очень мало, да и сам процесс охоты довольно непрост.
Уриал — ближайший родственник прародителей домашних овец, разводимых человеком во всем мире с незапамятных времен. Это небольшой баран — высота взрослого самца в холке всего 80 см. У самцов в осеннее и зимнее время развита белая грива с длинным черным подвесом на шее и груди. Рога в сечении не круглые, а почти треугольные, сильно изогнуты, их длина у старых самцов по изгибу достигает 90 см, а диаметр у основания доходит до 28 см. Я лично такие трофеи не встречал, самый большой добытый при моем участии уриал имел рога длиной 84 см, с диаметром у основания 23 см. А у добытого Хуаном самца уриала в описанном случае рога были 65 см с диаметром 20 см. Но испанский охотник своим трофеем был очень доволен — это был его первый уриал, и очень даже трудовой.
Современные ученые различают 7 подвидов уриала: устюртского, афганского, таджикского, ладакского, пенджабского, белуджистанского и оманского. Везде они сравнительно редки, и охота на них в наши дни стала уделом богатых охотников.
В разных странах уриалы живут в суровых условиях, предпочитая места, где высокие горы соседствуют с низкими широкими долинами. Высокие горы служат летними местообитаниями, низкие — зимними. Сплошные скалы баранов не привлекают, они стараются избегать их. Я встречал уриалов на высоте 2000 метров над уровнем моря на склонах с почти безжизненным ландшафтом. Только отдельно стоящие небольшие фисташковые деревьяи редкие заросли горного миндаля украшали местные горы. В летнее время уриалы с рассветом кормятся на склонах, а после 9 часов утра прячутся в ущелья. Вечером с 18 часов они вновь выходят на пастбища, и пастьба продолжается до темноты. Это самое лучшее время охоты. Зимой уриалы активны всю светлую частьсуток. В сухих горах, где обитают эти бараны, источники с водой очень редки, поэтому животные подолгу остаются без воды, мало того, они даже пьют воду в соленых источниках, которую не пьет домашний скот.
Как я уже говорил, уриалы очень осторожны и подвижны — в случае опасности мгновенно убегают. Зрение у них прекрасное — на 300–400 метров видят малейшее движение. Так же хорошо развито у них и обоняние —по ветру запах человека различают на расстоянии более чем за километр. В ноябре у животных начинается гон, и самцы присоединяются к самкам. Это самый лучший месяц для трофейной охоты. Бараны теряют осторожность, и у охотника появляется шанс добыть прекрасный трофей. В ряде стран охота на уриалов открыта в январе и феврале, тогда шансы на добычу увеличиваются — бараны спускаются с гор в долины, поближе к лучшим кормовым угодьям.
Из-за высоких вкусовых качеств мяса уриал всегда активно преследовался человеком. Много у него врагов и среди хищных животных. Но хуже всего — конкуренция с домашними животными при использовании одних и тех же пастбищ. В результате уриал стал редким животным, и ему грозит реальная опасность исчезновения. Однако в тех местах, где происходят трофейные охоты, численность баранов не падает — его охраняют егеря, а природоохранные организации запрещают выпасать скот в среде обитания уриалов. В недалеком будущем уриалов будут разводить в питомниках, так как они хорошо переносят неволю.
Так что если у вас есть возможность в наши дни поохотиться на дикого уриала, торопитесь и отправляйтесь в интересное и трудное путешествие за этим достойным трофеем горного охотника. Или добывайте полудомашнего уриала в вольере, но это уже не охота, а сбор трофеев.
Охота
Сергей Тишкевич
|
| |