Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

За хищником на изломе погоды
Окунь и судак на угличском водохранилище

1Всем известно, что при резкой смене погоды шансы на приличный улов сокращаются. Но когда такое приходится как раз на выходные – а именно так всегда и бывает, – выбирать не приходится. Решая, куда стоит поехать в один из таких переломов погоды, случившийся после новогодних каникул, остановились на Угличском водохранилище, точнее на том его участке, где проходит затопленное русло знаменитой речки Нерли.

   В этих местах мы бывали достаточно часто и успели хорошо изучить подводный рельеф. Такой опыт всегда помогает: не надо тратить время на поиски подводных бровок, заранее представляешь себе, на каких глубинах может стоять рыба. Но в ситуации, когда мороз сменяется резким потеплением, никогда не знаешь, чего от нее ожидать, поэтому пришлось вести полный набор снастей от жерлиц, до мормышек, включая блесны и балансиры.
    Прибыв на место, выяснили, что в сильный мороз клева практически не было. Попадались только единичные экземпляры подлещика, и только когда немного потеплело, начали клевать окунь и мелкая плотва, но и те слабо.
    Начинать с ловли мелкого окуня нам не хотелось, поэтому ушли подальше и расставили жерлицы на глубинах от 5 до 13 метров. Расчет у нас был простой: при потеплении малек оживает и его стаи начинают перемещаться вдоль бровок, ну а судаку после «поста», связанного с высоким давлением, пора начать активно питаться. Однако наши расчеты не оправдались: поклевок не было не только судака, но и щуки. Как позже выяснилось, в это время давление начало скакать то вверх, то вниз, в результате, крупный хищник, судя по всему вообще не питался.
    Так или иначе, решили переключиться на окуня. В мороз он брал с глубины 4 метра, а при потеплении и понижении давления, поднялся и стал клевать с 3 метров. Первые утренние поклевки у нас и начались на этой глубине, потом, днем, окунь поднялся на 2–2,5 метра, а к вечеру, при похолодании, снова опустился на 3–4 метра.
    Ловлю окуня начали с мормышек с подсадкой мотыля, но на обычную игру он реагировал плохо. Приходилось поступать следующим образом: кладешь мормышку с мотылем на дно, два раза осторожно тюкнешь по дну и ждешь. Только через секунд 10– 15 кивок вздрагивает и чуть распрямляется: окунь как будто нехотя подкидывает приманку. Чувствуется, что рыба стоит около прикормки, но брать мормышку не спешит, и только после того как мормышка поднимет немного мути со дна, окунь подходит и хватает мотыля.
    Но и этот прием помогал не всегда. Если мормышка простояла 20–30 секунд без поклевки, начинаю чуть приподнимать ее вверх, на 20–25 см, потом опускаю вниз короткими ступеньками. Чаще бывает, что окунь хватает приманку, когда она начинает подниматься и уходить от него, но в этот раз поклевки происходили на ступеньках вниз.
    В течение дня клев шел как бы волнами: то нарастал, то спадал, причем, похоже, рыба не уходила и не приходила, а просто то начинала питаться, то переставала. На мормышку с мотылем шел стандартный некрупный окунек весом до 70, максимум, 100 граммов. Причем на спаде клева брал только на мотыля, а в пик – лучше клевал на голую мормышку, но только белую, матовую.
    Конечно, такая ловля – занятие азартное, но хотелось чего-то более весомого. Поэтому при повышении активности рыбы мы переходили на балансиры. Примечательно, что окунь брал на них только на пике клева, на спаде – никакой реакции, даже пощипывания.
    Что касается игры балансиром, то у разных рыболовов тут своя тактика. У меня техника такая. Сажусь на ящик, выбираю глубину, ставлю руку с удочкой на колено, так чтобы балансир лежал на дне. Потом поднимаю удочку на 5 см и делаю 2–3 коротких рывочка, в результате приманка поднимается сантиметров на 10. После этого останавливаю балансир и жду несколько секунд. Затем начинаю следующий цикл – снова вверх, еще на 10 см. И так проверяю горизонт за горизонтом, насколько хватает руки.
    В обычных условиях поклевки могут происходить в любом горизонте, но в этот раз окунь брал в основном в самом низу. Окунь буквально стелился над дном. Причем нередко он брал балансир, после того, как он несколько секунд неподвижно лежал на дне. В этом случае поклевка передавалась как короткий тычок. Если балансир был выше, то окунь просто вис на нем без удара.
    Из различных имевшихся у нас балансиров лучше всего сработали Rauhala и Nils Master размером 4–5 см. Раскраска под окуня, но обязательно с красным пятном или полоской. Примечательно, что все пойманные в этом месте окуни имели очень яркие красные плавники.
         Кроме балансиров неплохо работали небольшие вертикалки, но далеко не все. Пробовал медные, латунные, но лучше всего брало на узкую белую, ти­па «гвоздика». Поклевки, в основном происходили не на весу, а при перемещении блесны по дну. Рывочик, держу блесну над дном, потом второй, но побольше, и свободно опускаю приманку. Блесна уходит в сторону на 15–20 см и ложится на дно. Потом очень короткими потяжками подтаскиваю ее к себе. В этот момент и происходит короткий тычок.
         Первый день у нас получился чисто окуневым, но второй решили посвятить судаку. Уже вечером, на базе выяснилось, что несколько рыболовов, с утра уйдя на саму Волгу, очень неплохо половили судака на балансиры. Видимо на большой глубине и сильном течении перепады давления на активности судака сказались меньше.
     Рано утром, проделав немалый путь, мы были на месте. 
Судак на русле Большой Волги ведет себя несколько иначе, чем на Нерли. На Волге он стайный, и местные рыболовы ловят большими компаниями. Вначале рассредотачиваются вдоль подводного свала и пытаются «засечь» стаю. После поимки первого, все обсверливают счастливчика, пытаясь ловить как можно быстрее. Но стая от такого шума быстро уходит. Ее стараются догнать, но, как правило, метров через 150–200 те­ряют, и все начинается сначала. Однако за время прохода стаи, все же удается поймать на всех до десятка судаков.
     Нас всего трое и такая тактика нам не подходит. Поэтому поступаем иначе. Вначале находим русло, и определяем, где проходит свал. Сверлим контрольную лунку, потом один уходит метров на 150 и сверлит вторую, стара­ясь оказаться на такой же глубине. Русло здесь прямое и на много ошибиться сложно. Лучший вариант – участок с глубинами от 7 до 11 метров. Когда зона ловли определена, начинается основная работа – лунки сверлятся зигзагом над свалом. Потом начинаем их облавливать. Так продолжается до первого судака или хотя бы поклевки. Когда это происходит, стараемся, по возможности, обловить стаю.
     Ловля трудовая, сверлить приходится много. Хорошо еще, что лед здесь тоньше – всего 30 см. Там, где мы накануне ловили окуня, течение слабее, и лед там чуть не вдвое толще.
     Описанная тактика поиска и ловли довольно эффективна, но, как обычно, всегда есть много желающих «пощипать» найденную стаю. Поэтому после первого же судака рядом оказывается целая куча рыболовов. Они поднимают большой шум, от которого стая быстро уходит в глубину, на русло. Потом она, видимо, вновь возвращается на свал, но уже где-то в другом месте.
Несмотря на то, что даже на волжском просторе конкурентов у нас было много, нам удалось за день засечь две судачьи стаи. Их размеры определить было сложно – слишком быстро разогнали, – но 5 судаков на троих мы все же успели поймать.
     Для судака, учитывая глубину ловли, приходилось ставить более крупные балансиры – от 5 см и больше. Несколько неожиданным оказалось то, что судак отдавал предпочтение только самым светлым приманкам, с раскраской под уклейку или плотвичку. Считается что на большой глубине, тем более подо льдом, лучше ловят темные цвета – фиолетовые, синие, но здесь работали только светлые.
     Несмотря на не самую подходящую погоду, рядом с нами большая компания рыболов гоняла с чертиками леща. Как выяснилось, его стаи тоже активно перемещались и тоже вдоль подводного свала. Но лещ держался глубины в 11–12 метров, то есть шел вдоль основания бровки, тогда как судак предпочитал ее среднюю часть. Еще одно отличие в том, что все поклевки судака происходили только у самого дна, а вот лещ брал и на 1–2 метра выше дна. Возможно, лещатникам в этот день повезло больше: один наш знакомый, попав в стаю, за полчаса поймал десятка полтора подлещиков весом от 500 до 700 граммов, но это был один из самых больших уловов.
     У каждого рыболова своя рыба. Для нас с друзьями – это хищник. Пусть в эту поездку наш улов оказался скромнее, чем обычно, но мы убедились, что рыбу можно ловить в любое время, даже на изломе погоды.
Рыбак рыбака

Николай Лазутенков

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2017. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.