Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Охота на барсука

1Барсук один из самых крупных представителей куньих. Живая масса сеголетков уже к концу октября достигает 16 кг. Взрослые же особи могут весить до 30 кг и более. Жировые накопления достигают 40–60% от общей массы зверя. Накопления жировых запасов — жизненно необходимое условие для нормального протекания зимней спячки.

   Барсук — зверь всеядный. В сутки взрослому барсуку необходимо от 400–500 г пищи в первую половину лета (вплоть до августа) до 1000–1200 г в сентябре?октябре. Основную долю рациона барсуков занимают дождевые черви, насекомые и их личинки (от 52 до 80%), причем различия довольно значительны в разных типах угодий, занимаемых конкретным зверем. На остальные виды кормов животного происхождения приходится от 10 до 25%. Растительная группа кормов в рационе занимает от 15 до 40% (плоды деревьев, кустарников и кустарничков, бахчевые). В природе барсуки моногамные животные, ведущие сумеречно?ночной образ жизни. Пространственная структура барсука представляется сложной мозаикой, которая является следствием неоднозначности эдафических и трофических факторов. Почвенно?грунтовые условия определяют возможность строительства убежищнор, трофические определяют количественную сторону поселений. Норы располагаются на исторически постоянных участках. 1Кроме глубоких зимних нор, где также выводится потомство, имеется серия временных. Во временных норах и в другого рода убежищах не занятые воспитанием потомства взрослые и неполовозрелые особи проводят все теплое время года, что дает им возможность находиться в непосредственной близости к источнику пищи. С наступлением первого осеннего месяца происходит замена старой подстилки на новую в постоянных жилищах (норах). Данную черту барсуков в своей охотничьей практике используют охотники, когда определяют зимовальные норы. В поселениях количество отнорков различное — иногда их количество превышает 20, а площадь «барсучьего городка» может достигать 600 м<2. Зимуют звери разных поколений раздельно — взрослый самец и самка с сеголетками, а в отдельном отнорке звери прошлогоднего выводка. Общее поголовье доходит до 12 особей. Однако при проведении учета принято считать, что в одном поселении обитает 4 барсука, как и при учетах бобров.
    Барсук — достойный соперник для охотника, он может постоять за себя даже в схватке с несколькими зверовыми лайками. Продукция, получаемая от добытого зверя, используется практически полностью: жир доволь­но высоко ценится в народной медицине, мясо используется в пищу, но только после обязательной ветеринарной экспертизы на трихинеллез. Шкура, хотя и с невысоким качеством меха, после выделки может использоваться для различного рода отделок в меховых жилетах, шубах и т.д., особенно спинная часть. Можно, по желанию, изготовить чучело зверя целиком либо сделать из него меховой коврик с искусственной оскаленной пастью зверя. Череп, соответственно обработанный и установленный на подставку-медальон, служит достойным трофеем охотнику, добывшему барсука.
Охота
1    На сегодняшний день распространены несколько способов охоты на барсука: охота с норными собаками, с лайками и с помощью капканов. Возможна также ружейная охота во время подкарауливания барсуков у жилых нор с использованием приборов ночного видения или ламп-фар. Но она, как правило, про исходит одновременно с охотой на барсука с лайкой. Так, один охотник примерно за час до восхода солнца располагается у жилых нор и там затаивается, а другой, с собакой, обходит близлежащие угодья с жилыми норами. Собаки, обнаружив барсука, облаивают его, делая периодически хватки. Охотник в это время старается как можно быстрее подскочить к атакуемому собаками барсуку и отстрелять его, выбрав удобный момент, когда собаки на какое-то мгновение отпрянут от зверя. Но бывает и так, что барсук, оторвавшись от собак, стремится во что бы то ни стало достигнуть спасительных для него нор. В данном случае он добывается охотником, который непосредственно расположился у жилого поселения.
    Охота с помощью норных собак на барсука имеет ряд своих преимуществ, но в то же время она не лишена недостатков. Как правило, подобные охоты ведут к частичному или же практически к полному разрушению барсучьих жилищ. Последнее случается в молодых (недавно возникших, год-два тому назад) поселениях, с небольшим числом отнорков. Возможны и огорчительные для охотника моменты, когда запущенная (особенно часто это случается у неопытных охотников) в жилые барсучьи норы десятилетнего и старше «городка», злобная, хорошо притравленная собака навсегда остается в таком барсучьем поселении. Барсук либо наносит ей серьезные увечья, и она не может самостоятельно выбраться наружу, либо вообще хоронит ее заживо. Быстрыми движениями своих конечностей с относительно длинными когтями он просто закапывает собаку, когда та зажимает зверя в тупике, а тот, ища выход, проделывает себе другой ход. Если бар­сучье поселение «многоэтажное», т.е. его подземные ходы прокопаны на разных уровнях, лая собаки охотнику, находящемуся снаружи, совершенно не слышно. И не ясно, где необходимо прокапывать так называемые колодцы, чтобы не только достать собаку, но и зачастую услышать приглушенный лай своего питомца. Поэтому я настоятельно рекомендую: не запускайте собак в подобные «многоэтажные» барсучьи поселения. Обловить их можно более надежным и добычливым методом — с помощью капканов.
 1   В недавно возникших барсучьих поселениях, имеющих неглубокие норы с двумя-тремя выходами отнорков наружу, можно использовать норных собак (ягдтерьеры, фокстерьеры, вельштерьеры, таксы). В этом случае охоту начинают утром, но не совсем рано, чтобы барсуки успели вернуться в них на дневку. Прибыв на место охоты, охотник запускает собаку (собак) и по их злобному лаю определяет примерное местонахождение зверя. Определившись, с какого места доносится лай, охотник проделывает несколько колодцев до 2–2,5 м в глубину и в одном из тупиков обнаруживает собаку вместе с барсуком, которого чаще всего приходится отстреливать из ружья выстрелом в голову. В основном на проведение подобной охоты уходит все светлое время непродолжительного позднеосеннего дня. Охота с капканами (№ 3, 5, 7, но только не «Тайга») производится у жилых нор, на тропах, ведущих к жилищу или же у уборных этих представителей куньих. Известный ученый?охотовед Сергей Александрович Корытин в своей монографии «Приманки зверолова» (1998) по этому поводу сообщает следующее: «… возле уборных с успехом ловят барсуков. Большей частью барсучьи туалеты встречаются в радиусе 1 км от норы и не ближе 100 м от нее. Уборная представляет собой котлообразное углубление диаметром 20–25 и глубиной 10–12 см. Обычно барсук подходит и уходит от уборной по одной и той же тропе — на ней и маскируют капканы…». При охоте с капканами охотнику следует иметь в виду, что барсук осторожен, имеет хорошо развитое обоняние и часто выкапывает спрятанные капканы, спуская их вхолостую. Если же самолов установлен у самого входа в нору (особенно современные «гуманные»), барсук иногда начинает пользоваться соседними отнорками, а капкан зарывает. При капканном методе промысла барсука охотнику необходимо ежедневно проверять установленные ловушки, поскольку многие барсучьи норы знакомы большому числу охотников, среди которых могут оказаться и не чистые на руку люди. Последние не только вытаскивают барсуков, но и уносят сам самолов.
Охота

Александр Порохов

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2017. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.