Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Охота на тетерева: как найти ток и поставить шалаш

1Взять хотя бы одного тетерева для меня было голубой мечтой. Только Богу известно, сколько я ползал среди кустов, чтобы увидеть распущенный хвост, но, увы, все мои старания сводились к нулю. Сколько раз читал и перечитывал литературу про охоту на току, но нигде не нашел ответа на многие свои вопросы

Как разыскать ток
    Везде написано – найдите ток и поставьте шалаш, но никто не написал, как найти ток, как правильно поставить шалаш.
    До открытия нового сезона оставалось дней двадцать. Позвонил другу Николаю Петровичу: «Дорогой, организуй мне, пожалуйста, тетеревиную охоту». И вдруг я слышу в ответ: «Знаешь, я никогда не охотился на тетеревов, но для тебя постараюсь что-нибудь придумать». После этих слов почувствовал, будто меня нокаутировал сам Майкл Тайсон. Дела плохи.
    Утром созвонился с соседом, заядлым охотником Славкой Тихомировым, к сожалению, нам не пришлось поохотиться вместе. Решили прогуляться до книжного магазина. Хотел приобрести книжку об охоте на тетеревов. Наткнулся на тоненькую брошюру, справочник «Подготовка к охоте. Практические советы», полистал и решил взять.
    Дома, положив книгу на стол, начал планировать поездку на охоту. Пока я прикидывал, когда лучше выезжать, зазвонил телефон.
    Звонок меня приятно удивил, в трубке раздался деловой голос Николая: «Нашел тебе хороший ток, уже поставил два шалаша, постарайся приехать до открытия». Радости моей не было предела, отпуск можно разбить на две части: 10–12 дней взять на тетеревов, а остаток – по первому снегу.
    С хорошим настроением я начал листать купленную книжечку. Она оказалась настоящим кладом, читая ее, я представлял себя Али-Бабой, попавшим в пещеру, набитую драгоценностями. Наконец-то нашел строчки, о том, как найти ток и как правильно поставить шалаш.
    Хотя год был високосным, для меня он складывался очень удачно. С отпуском не возникло никаких трудностей. И вот наступил вечер перед ранним отъездом, который я люблю за суету сборов. Утром, взяв ружье и продукты, в пять выехал в путь. Ровно в 10.40 в кармане у вашего покорного слуги шелестела новенькая лицензия на охоту. С легким сердцем тронулся в сторону деревни...
    Дом егеря расположен прямо у дороги, издалека заметил его внедорожник, а потом и его самого. Заехал во двор, открыл багажник и ждал, когда подойдут господа охотники. Поздоровавшись с Игнатом и Колей, раскупорил бутылку хорошей водки: «Ну, за шалаши!»
Первый выезд
    Деревенский воздух делает свое дело. Несмотря на то что мы почти не спали, чувствовали себя очень даже неплохо. Завершив утреннюю зорьку – нашу трапезу, благо стол был накрыт с вечера, мы вышли на крыльцо.
    Верховный шаман запустил двигатель четырехколесного монстра. «Не лучше ли своим ходом?» – спросил я. «Полно тебе», – сказал Николай. Набрав полную грудь воздуха, мы с Игнатом сели на пружину под названием сиденье.
    Петрович – любитель экстремальной езды. Несмотря на то что наша скорость не превышала пешей, все равно нам это очень нравилось. При беглом осмотре можно было заметить в колее местами воду выше колена. С Божьей помощью доехали до нашей остановки. На одном только им известном шифре Петрович объяснил Игнату, как найти шалаш.
    Итак, расправив все паруса, мы, наконец, доплыли до моей мечты. Так называемый шалаш напоминал собой вигвам североамериканских индейцев с единственным отличием – он был без навеса. Просто несколько десятков веточек, воткнутых в землю. Игнатушка, с таким успехом я мог бы в мелятнике постоять. С надеждой на удачу мы вошли в строение неизвестной исторической эпохи.
    Божественную тишину нарушил выстрел Николая. Второго не последовало, значит, наверняка взял дичь, обрадовался я чужой удаче. Теперь есть шанс рассмотреть это чудо-юдо с близкого расстояния, увидеть своими глазами лиру и брови косача. Издали показался улыбающийся Николай. «Есть», – подумал я и почувствовал себя звездой Каннского фестиваля, оставалось только ждать, когда мне вручат пальмовую ветвь.
    «Ну-ка покажи», – попросил я. «А чего показывать-то, – улыбнулся наш горе-герой, – по сороке стрелял».
    Застряли мы капитально, сели на пузо и, конечно же, по своей вине. Пришлось вырубить полгектара березовой рощи и приготовить взлетную полосу для нашей ракеты. После запуска главного двигателя из сопла вылетело столько грязи, что любой опытный следопыт не заметил бы нас с Игнатом на расстоянии вытянутой руки. Мы так слились с окружающим ландшафтом, что Рембо и не снилось. Опуская подробности обратной езды, скажу только, что к обеду мы были дома.
    После обратной дороги, похожей на переезд через Альпы, я думал, что буду сутки отдыхать. Однако уже в три часа ночи мы с Сашкой в генштабе ломали головы над картой местности, обдумывая, как выбить косача из его логова. Санек сказал, что идти вместе не имеет смысла, нужно искать ток с разных сторон, может, кому-то повезет. Так и получилось.
Охотничья архитектура
 1   Мне повезло, не успел я и замерзнуть, как метров в ста от меня послышался характерный звук – чуф-чуф, потом еще и еще и затем практически уже не прекращался. Я пожалел, что у меня нет тут шалаша, но, ничего, завтра будет! Тихонько, чтобы не спугнуть чуфыканье, начал уходить в сторону дороги. С Сашкой договорились встретиться там, где тянут вальдшнепы. Через час я присоединился к нему. Почти совсем рассвело, и мы собрались домой. По дороге поделились данными разведки.
    После завтрака опять отправились в путь. Оставалось найти помеченные места и поставить шалаши. Пришлось попотеть, пока нашли наш квадрат, но признаков тока нигде не заметили. Под токовище подходили три полянки, и мы пришли к выводу, что нужно поставить три шалаша. Толик обязательно хотел поставить свой шалаш около маленького водоемчика.
    Начали рубить ветки, очень долго ставили первый шалаш. В итоге, набравшись немного опыта, наш великий зодчий Александр придумал идеальный шалаш. Надо вырубить штук тридцать веток, почистить их с одной стороны от мелких веточек, потом на расстоянии 10–15 см друг от друга воткнуть их в землю под углом, соединив макушки веток вместе. Затем нарубить тоненькие прутики и вплести их через 10 см перпендикулярно к основным веткам. На это уходит очень мало времени.
    Образовавшиеся квадраты закрываются любой травой, лучше всего для этого подходит осока. В результате получается очень удобный шалаш. Второй мы поставили за считанные минуты. Там, где я хотел поставить свой шалаш, росли молодые сосенки. Сашка предложил вместо травы вплести в шалаш веточки сосны. Сосны молоденькие растут очень красиво. Чтобы не рубить много веток, я решил с каждой сосенки срезать несколько нижних веточек.
     Вдруг я вспомнил, что недалеко отсюда, под высоковольтной линией проводили вырубку и достаточно принести пару деревьев. Пока шел за ними, метров через 100, случайно вышел на место, где проходит ток: тут были все признаки. Самое интересное, что полянка была очень маленькой, даже не верилось, что в таком ограниченном пространстве может идти активный ток (об этом мы узнали несколько позже). Позвал Сашку – тут надо ставить шалаш!
    Закончив строительство архитектурного ансамбля из трех шалашей, мы пошли в баню, чтобы уже ночью вернуться в наши удобные укрытия.
    Первые два шалаша с грехом пополам нашли, как вы помните, они стояли на полянке, а вот свой шалаш я никак не мог обнаружить. Время шло, я блуждал и ходил кругами все ближе к Сашкиному шалашу и, чтобы не портить охоту, сказал ему, что ухожу домой.
    Саша сказал: «Не надо уходить, я буду аукать, а ты уходи от голоса, попробуй еще раз». В самый последний момент в лучах фонаря показался мой шалаш. Я был весь мокрый, страшно хотелось пить, но настроение было отличное.
    Положив ружье на траву, начал приходить в себя, расстелил туристический коврик, одну его часть закрутил и сделал подушку. Коврик был тоненький, но снизу я холода не чувствовал, а вот ноги и тело начали замерзать. Все мои мученья того стоили. Вдруг как будто баскетбольный мяч бросили о землю. В ночной тишине это было подобно сильному грохоту.
Осуществление мечты
    Упершись ладонями в коврик, я начал рассматривать через хвойные иголочки, что творилось за шалашом. О, Бог мой, наконец-то метрах в семи от себя я увидел белые пятна своей мечты. Меня как будто парализовало, я не мог пошевелиться от увиденного.
    Тетерев начал прыгать, махать крыльями, я смотрел много фильмов про них, но когда видишь их почти рядом, своими глазами, описать ощущения невозможно. Решил, что бы ни случилось, надо брать этого дьявола. Но руки меня не слушались, от волнения сердце билось так громко, что его, наверное, было слышно за километр.
    К этому времени токовик успокоился, перестал махать крыльями, и я сделал роковую ошибку: начал вынимать ствол ружья из укрытия, и тетерев улетел. Многие наши писатели-охотники неоднократно упоминали, что токовика стрелять нельзя, но я, как тот полицейский, хотел сначала стрелять, а потом задавать вопросы. Токовик или не токовик, меня в данный момент не интересовало, но, по счастью для тетерева, я упустил свой шанс.
    Начал размышлять, где же я допустил ошибку, и понял, что ни в коем случае нельзя стрелять, когда птицы сидят спокойно. Начало потихоньку рассветать. Выходить из шалаша было нельзя, у ребят еще есть шанс увидеть своих пернатых.
    В противоположной стороне послышалось чуфыканье. Наверное, это мой улетевший знакомый переместился туда. Я начал внимательно прислушиваться и подумал, что надо теперь в той стороне поставить шалаш, тем паче, что шалаши у нас теперь выходили, как с конвейера, один лучше другого.
    В этот миг передо мной приземляются один за другим два тетерева и начинают драться, потом к ним присоединяется еще один, затем четвертый и пятый, сели по бокам от них на значительном расстоянии и начали крутиться вокруг своей оси, но в драку не лезли. О, Господи, дай верный глаз и твердую руку, подумал я про себя и потянулся за ружьем.
 1   Прижался спиной к веткам и стал целиться, стараясь не высовывать ствол из укрытия. Затаив дыхание, выстрелил и сделал второй контрольный выстрел в голову, черный успокоился. Все остальные петухи затихли, но не улетели.
    Выждав несколько минут, петушки снова начали драться, я перезарядил ружье и стал ждать подходящего момента, и через несколько минут уложил второго петуха. Ну что ж, теперь очередь оставшихся трех, в запале подумал я, но вовремя остановился и начал просто любоваться ими.
    Через некоторое время я уже мечтал, чтобы эти трое поскорее улетели, а то у меня началось косоглазие, нужно было следить за подбитыми птицами, вдруг лиса их украдет.
    Наконец-то ток закончился, я вышел из шалаша, вот они лежат у моих ног, чувствую себя Цезарем – пришел, увидел, победил. Когда взял свой трофей в руки, все плохое, злое куда-то улетучилось и мной овладело успокоение. Эту великую победу мы отметили шампанским.
    Непреодолимая сила тянула меня теперь домой в Москву, очень хотелось всем показать свои трофеи. Не могу сказать, сколько глаз любовались черными красавцами с яркими, как будто наклеенными, красными бровями.
Российская охотничья газета

Николай Дадашев

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2017. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.