Rambler's Top100
Яндекс цитирования

По рекам Монголии: в погоне за мечтой

1Рыбалка в Монголии – это не просто рыбалка. Это экспедиция за рыбой-мечтой, фотографии которой разглядывал, когда был ещё маленьким. Удивительно, но о таймене я услышал раньше, чем обо всех остальных рыбах.

Мой дед в молодости много путешествовал по просторам нашей необъятной Родины, сплавлялся на плотах по сибирским и уральским рекам, снимал фильмы об этих сплавах и ловил рыбу. От него я в первый раз и услышал историю о больших тайменях, которых он ловил в Якутии.
    С тех самых пор таймень для меня больше, чем просто рыба. И вот в прошлом году давняя мечта осуществилась – мы отправились в Монголию на ловлю тайменя. Поездка оказалась столь увлекательной, наполненной захватывающими впечатлениями и сильными эмоциями, что рассказ о путешествии по рекам Монголии и рыбе-мечте мне придётся разбить на несколько частей. Начнём.
Эх, дороги!
    Уверен, что любое путешествие или экспедиция оставляют в душе свой след. Ведь это не картинки посмотреть в компьютере, а прожить по-настоящему, вдохнуть воздух, почувствовать всё самому. Причём чем труднее было в пути, тем больше сохраняется ярких эмоций. Наверное, это стремление к новым впечатлениям и заставляет нас путешествовать, как бы сложно ни было.
    Перед поездкой мне говорили, что дорог в Монголии нет, а есть только направления. Теперь я могу подтвердить: действительно, дорог там нет! Кстати, не зря уверяют, что всё познаётся в сравнении – так что всем, кто ругает российские дороги, советую съездить в Монголию. Да в России отличные дороги, просто замечательные! Мы можем несколько тысяч километров ехать по асфальту, пусть и не самому лучшему, но асфальту. А вот через двести километров от монгольской столицы Улан-Батор асфальт закончился, и дальше мы двигались по направлениям. Причём, это не грунтовая дорога в нашем понимании, а именно направление, состоящее из пяти, а то и из десяти накатанных колей, раскинувшихся по всей долине. Где-то они сходились, где-то опять расходились.
1    Мы шли колонной в четыре автомобиля, и наши монгольские водители развлекались, обгоняя друг друга по соседним полосам, находящимся на удалении ста метров. На фоне поля с множеством расходящихся направлений курьёзно выглядели невесть откуда взявшиеся то покосившийся знак главной дороги, то другой указатель. Конечно, в основном мы ехали в гордом одиночестве. Однако вблизи крупных деревень или городов встречались автомобили, и двигались они по разным накатанным направлениям, кто где хотел. Но, как ни странно, никто никому не мешал. Не зря нам так много невероятного рассказывали про монгольских водителей Несложно догадаться, что полевая колея ровностью не отличается. Потому даже в комфортном внедорожнике через некоторое время затекает и спина, и шея. И всё-таки это не дорога на Кольский полуостров в «буханке», где сидеть просто невозможно.
    Зато тут и ехать предстояло гораздо дольше – около восьмисот километров от Улан-Батора, и этот путь был труден. Но нам ничего не оставалось, как смириться со своей участью и покорно любоваться красотой монгольской природы из окна автомобиля. Тем более что дальше нас ждали ещё более экстравагантные маршруты.
Переправа, переправа. Берег левый, берег правый...
1    До путешествия по Монголии вброд я езил всего несколько раз и то через небольшие речки. Здесь же мы преодолевали реки вброд регулярно – сосчитать сложно, сколько раз пересекали и небольшие, и широкие реки на машине прямо по воде. Помню общее оживление перед преодолением первого серьёзного брода через большую реку. Все встрепенулись, бросились доставать камеры, фотоаппараты. Только вот местные как-то уж чересчур хладнокровно к этому отнеслись. Надо сказать, были опасения, что вода поднялась и мы не попадём туда, куда нам нужно, но всё прошло благополучно. Через несколько километров пришлось пересекать ту же самую реку, но в другом месте. Интерес ещё остался, но слабый. В общем, раз на двадцатый пересечения брода я уже сидел, уткнувшись в стекло автомобиля, особенно даже не обращая внимания, по суше мы едем или по воде. Как говорится, ко всему привыкаешь.
Другой мир
    Признаюсь честно: в детстве я не очень-то любил читать. Лишь немногие произведения могли меня действительно заинтересовать – фантастические рассказы, а также книги о динозаврах. В моём воображении возникали чёткие образы доисторической природы, невиданных растений, животных. Помню, в детстве даже пытался снимать мультик про динозавров, соорудив в комоде подобие парка Юрского периода из мха и веток, переставлял игрушечные фигурки диплодоков, стегозавров и, конечно, тираннозавра, делая секундные дубли на старенькой родительской камере.
    И вот я оказываюсь в Монголии, в первозданном, диком мире. На берегу реки Чулут, что в переводе с монгольского означает «каменная река», я словно погрузился в детские воспоминания. Увиденные пей зажи в точности соответствовали картинкам книг о динозаврах. Разве что не хватало их самих. Но когда смотришь на долину реки, сплошь покрытую каменными породами со скалистыми выходами по берегам, раскинувшимися сопками, разыгравшееся воображение само собой дорисовывает фигуры динозавров, возможно, когда-то и ходивших по этой земле.
    Становится как-то не по себе… А сохранившиеся наскальные рисунки на крупных камнях на берегу реки ещё больше укрепили веру в первозданность и историческую ценность этих мест. Вот такие эмоции владели мной в первые дни пребывания в Монголии. Но это быстро прошло, так как рыбалка полностью захватила мой разум, и все дальнейшие мысли были только о подводных обитателях здешних рек, с которыми нам предстояло познакомиться в ближайшие дни.
Таймень мечты
    С трудом добравшись до первой стоянки на промежуточной точке на реке Чулут уже ночью, мы не имели сил расчехлить снасти. Но наши монгольские товарищи устали меньше, и некоторые из них тут же оказались со спиннингом на берегу. Вдруг тишину ночи нарушил звук бьющейся в воде рыбы. По её всплескам стало понятно, что это некрупная рыба. Так, под светом ночных фонариков я увидел первого в своей жизни ленка, правда, красоты его в ночи разглядеть не удалось. Честно говоря, я был рад, что это не таймень. Во-первых, к такому событию нужно быть готовым, а во-вторых, качественно снять его на видео ночью не получится, а ведь именно ради этого мы сюда и приехали. Поэтому ничего другого не оставалось, кроме как погрузиться в царство Морфея до завтрашнего утра.
    Ночью тайменя так никто и не поймал, клевали только ленки. Но нам сообщили, что слышали мощные всплески и таймень явно тут присутствует. Что ж, новость хорошая, но у нас свой распорядок. По плану после завтрака мы должны немного поработать на камеру, чтобы записать интервью. Ты видишь потрясающе красивую реку, водовороты за камнями; искрящиеся солнечные зайчики на быстром течении так и манят тебя поскорее забросить приманку и ощутить мощную поклёвку. Ты уже предвкушаешь, как это произойдёт. Думаю, многим рыболовам, проведшим в дороге не один день, в конце концов оказавшимся перед водой со спиннингом в руках, понятны мои чувства без лишних слов. Увы! У меня есть график съёмок, а то, что не по графику… Ничего не поделаешь, как говорится, работа такая.
    В отличие от нас наши друзья, к их счастью, не были обременены съёмками, поэтому незамедлительно приступили к ловле. И пока мы записывали интервью, с берега реки стали доноситься крики, явно свидетельствующие о том, что кто-то тащит тайменя. Это было понятно сразу! Так как крики усилились и их уже издавали разные люди, мы поняли, что таймень немаленький. Интервью, конечно, резко прекратилось, и все побежали смотреть, как вываживают крупного тайменя.
    Безусловно, это была радость и яркие эмоции для всех и, в первую очередь, для самого рыболова. Но в то же время (я даже не буду этого скрывать) присутствовала и зависть, конечно добрая, но зависть. Особенно когда мы увидели эту потрясающую рыбу во всей красе. «Ах, как бы я хотел подержать такого тайменя в своих руках», – подумал я про себя.
1    Поимка крупного тайменя в самом начале экспедиции, мягко говоря, вселяла большие надежды. И какое уж тут интервью – теперь все бросились полоскать воду. Конечно, другой таймень не клюнул. Хотя нам рассказывали, что таймени живут парами и при поимке одного второй будет где- то рядом и может клюнуть. Времени для ловли на этой реке у нас было немного, всего полдня, так как это была промежуточная точка, скорее, для отдыха. Нас уверяли, что те реки, на которые мы направляемся, гораздо более рыбные и интересные и таймени там крупнее. Ничего себе! Что же мы там поймаем, если на промежуточной точке попался такой прекрасный таймень?!
    Примерно такие мысли крутились у меня в голове. Итак, мы двинулись пешком вверх по реке на поиски новых перспективных мест.
Взмах алого хвоста
    Следующий поворот реки таил в себе очередной омут, образовавшийся за крупными камнями после сужения. Место явно очень перспективное для стоянки крупной рыбы. Мы шли не спеша, облавливая каждый затишок за камушком. Наши товарищи, опередив нас, проявили снисхождение и не стали трогать это место, дав нам возможность половить там первыми. Отчасти эта рыбалка схожа с ловлей форели где-нибудь на лесной речке, ведь, по сути, таймень – это и есть форель, только очень большая. И в этих условиях тоже срабатывает правило первого заброса. Кто успел первым дойти до перспективного места и правильно подать нужную приманку, тот и поймал. А вопросов о правильной подаче ни у кого не возникало: все, включая наших монгольских гидов, – рыболовы с большим опытом и практикой. Кстати, познакомились мы на Чемпионате мира 2014 года в Болгарии, куда в первый раз и приехала сборная Монголии.
    Первые же забросы «колебалки» Pontoon21 Sabletta 24 г принесли долгожданную мощную поклёвку. Она произошла на сильном течении, и поначалу было тяжело определить вес и размер рыбы. Так как она стала потихоньку скатываться ниже по течению и несильно давить, мне показалось, что это ленок. Но после того как я начал форсировать вываживание и рыба почувствовала напряжение, его ощутил и я. Буквально через пару секунд после серии мощных рывков и показавшегося на поверхности алого хвоста стало ясно, что это он! Да, это был таймень! Конечно, не такого выдающегося размера, как пойманный утром нашим коллегой, но какая разница! У меня же он первый! Поскольку я намотал достаточно толстую монолеску Pontoon21 Gexar Zarkazma 0,35 мм, плюс использовал надёжное удилище Megabass Destroyer Blizzard Bullet Launcher 832MLXF, утомить тайменя удалось достаточно быстро и вываживание не затянулось. Но даже за это время пришлось на себе испытать всю мощь и силу рыбы, которая действительно чувствует себя главной на реке и не очень понимает, куда и зачем её тащат. Таймень давил всем своим весом и устремлялся в глубину, вставая посередине мощного потока, не испытывая при этом сложностей.
    Дед рассказывал мне, что крупные таймени, которых они ловили на спиннинг, практически не оказывали сопротивления в воде, потому как были хозяевами реки и никогда не испытывали на себе ничего подобного. А уже на берегу, чувствуя безвыходность ситуации, включали всю свою мощь на полную катушку, так что в руках удержать их было просто невозможно. В Монголии же таймень не такой дикий, и у него уже, видимо, в подкорке заложено, что сопротивляться надо. Но это сопротивление настолько гордое и спокойное, что невольно чувствуешь уважение к такому противнику.
    Налюбовавшись потрясающей окраской «большой форели» и получив незабываемые эмоции от поимки первого тайменя, оперативно измеряем его и отпускаем в родную стихию. Как оказалось, он был 90 см длиной и на глаз (тайменей обычно не взвешивают) около 6-7 кг. Что ж, мечта сбылась – таймень пойман! Однако поймать тайменя мало, нужно поймать по-настоящему большого тайменя.
    Когда в первый же рыболовный день на промежуточной реке мы ловим двух тайменей (один из которых приличного размера), то возникает вопрос, стоит ли вообще отсюда уезжать... Но наши друзья уверяют, что на других реках рыба ещё крупнее и обычно все ловят там. Конечно, нам остаётся только поверить и потирать руки в предвкушении ещё больших трофеев, хотя сомнения гложут – как-то уж очень хорошо всё началось...
    Однако решено, лагерь практически собран, и все готовы тронуться в путь. Последний взгляд на реку, которая подарила столько эмоций, – и тут я вижу и слышу мощный всплеск посредине реки. Причём настолько дерзкий и мощный, будто бы специально. Рыбацкому азарту нет предела! Бегу расчехлять спиннинг, прошу дать мне время хотя бы на несколько забросов. Ни-че-го. Ведь он здесь, он чётко дал о себе знать. По всплеску понятно, что он очень крупный. Но реакции нет. Закрадываются подозрения, что, может, это был отпущенный утром таймень... или всё же другой? Побросав ещё минут пять, сворачиваюсь, чтобы не задерживать всю группу. И в этот момент – снова мощный всплеск и выворот бурого тела с горящими на солнце алыми плавниками...
    Ну что же ты со мной делаешь?!
    На этом мы распрощались с рекой Чулут. Таймень махнул нам алым хвостом, и мы отправились на покорение новых монгольских рек. Встретимся мы с ним ещё или нет, я не знаю. Но, уверен, что в этом путешествии ждут нас новые приключения.
Продолжение следует.
Рыбачьте с нами

Артём Мишин

© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2017. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.