|
|
|
|
Лето, жара, рыбалка
Пот струился по щекам и шее так, как будто под ненужной на 30-градусной июльской жаре фирменной черной бейсболкой открылся некий кран. Спина, согнутая под пудовым рюкзаком, взмокла и ныла от напряжения. Ноги вязли в прибрежном глиняном месиве и казались налитыми свинцом. Дополненные шерстяными носками болотные сапоги не добавляли легкости походке, а, наоборот, наводили на мысль о киношных «крестных отцах», чья воля молниеносно заставляла неугодных сменить модные штиблеты на подозрительные тазики с бетоном. Чехол с тремя спиннингами, взятый под мышку, был подобен лому.
Одолевала жажда, но останавливаться, снимать со спины, а главное – закидывать обратно на спину огромный рюкзак не было никакого желания. Да и горячий чай, булькавший в термосе, вряд ли добавил бы свежести путнику. Сам термос – литровая «нержавейка» – по виду и массе напоминал артиллерийский снаряд среднего калибра. Карманы жилета, набитые «самым необходимым» по всем правилам знатока Вассермана, еще сильнее клонили к земле. Карманы брюк словно содержали пару полуторных кирпичей, подложенных какими-то шутниками. Путник не обращал внимания на одолевающих его слепней, а тем более на более мелких насекомых. Одна мысль крутилась в его перегретой голове: «Хорошо, что не клевала рыба, иначе не донес бы».
Хорошо, что стоянку устроили прямо на берегу, проходимость «шеви-нивы» позволила. Там друзья, а значит, помощь и отдых, но осталось преодолеть примерно еще 1 км. А на противоположном берегу (на местном пляже) до упаду резвились жизнерадостные карапузы, обдавая друг друга и «жарящихся» неподалеку на солнышке «фигуристых» студенток миллионами брызг. Студентки лениво взвизгивали, родители также лениво журили своих отпрысков, загорелые пляжные волейболисты поглядывали в сторону студенток, пытаясь очаровать их классом своей игры и мускулатурой. У них было в достатке прохладных напитков, а неподалеку стоял яркий «пепсиколовский» шатер с мороженым и прочими детскими радостями. В нескольких метрах от шатра колоритный загорелый усач, увенчанный белым колпаком, готовил на мангале нечто вкусное, негромко призывая отведать «шашлык-машлык», «крылышки-макрылышки» и «баклажаны-маклажаны». Усталый путник меж тем старался не смотреть на тот берег со всеми его радостями жизни. Он хотел поскорее пройти оставшуюся часть пути, скинуть со спины ненавистный мешок, повалиться на землю и не вставать пару часов. А можно и прямо с рюкзаком повалиться, рыбы же все равно нет…
История эта происходила лет пять назад. Думаю, в роли «каторжника» приходилось оказываться каждому из нас, увлеченных рыболовов. Сколько раз проклинали мы самих себя за то, что напихали по мешкам и карманам лишнего. Сколько раз «икалось» нашим сердобольным женам за навязанные в дорогу «запасные» свитера, штаны, дождевики; а матерям – за «Приезжай на минутку, я тебе пельмешек домашних отварила, как ты любишь, баночку, литровочку. Вас же трое». Завернутую в шерстяной носок и полотенце, чтобы горяченького на обед. Сколько злых слов сыпалось на доброхотов, зудящих под руку: «Мало джига взял! Мало! Где 42-граммовки? Помнишь, как Василич в позапрошлом годе судака на «пятерку» в том же месте завалил? Бери больше, там коряжник!». Помните, как летела в спину убегающего напарника, аки выстрел от РПГ-7, «жизненно необходимая» вам обоим «полторашка» воды. «Вдруг в деревенском колодце вода мутная? Весна же». А «полторашка» бензина для примуса и сам примус? «Весна, в лесу сыро, бери, чайку запарим!». А два термоса, первый с чаем, второй – для «БП-шек»? Спасибо, сердобольные вы наши!
Оно, конечно, все это классно, только не для однодневной поездки на ходовую спиннинговую рыбалку. Поход на два-три дня и более – дело другое. Так давайте совместными усилиями попробуем вылечиться от болезни «вещизма в рыбалке», которой, если кто помнит из детства, страдал герой песенки «Рыболов» на стихи Успенского. Даже «мультик» вроде есть одноименный, поучительный. Сейчас зададим своему «внутреннему путнику» вопросы и сами попробуем на них ответить.
Хочу уточнить, что реклама не входит в мои задачи, и если я и упоминаю некоторые бренды, то опираясь только на личный опыт.
Вопрос первый: «Ты знал, куда едешь или поехал куда попало?»
Самый простой и одновременно самый сложный. Нужно постараться поставить перед собой, независимо от возраста, статуса, здоровья, четкую задачу на предстоящую рыбалку. То есть безоговорочно решить: едем на озеро за щукой – экипируемся соответственно; катим на малую речку за голавлем – «голавлевый набор» нам в помощь; собрались на реку джиговать, значит, будем джиговать; нечто, взятое «на всякий пожарный», – по строжайшему минимуму. Наш опорно-двигательный аппарат не прощает излишеств. Наиболее опытные коллеги научились грамотно подбирать универсальные наборы снастей и снаряжения, но это, скорее, вопрос практики, чем теории.
Вопрос второй: «Зачем было набивать большой рюкзак, если можно обойтись малым?»
Одно из «лекарств», позволяющих победить нашу болезнь, – подбор правильного рюкзака (сумки). Раньше я таскал на горбу не самый, конечно, объемный 55-литровый новатуровский «Бекас». Рюкзак замечательный, если едешь более чем на день или, что важнее, в холодное время года: потеплело «за бортом» – скинул лишнюю одежду в рюкзак, похолодало – «Накинь-ка, Елдырин, на меня шинель!» Все по Чехову. Иначе объем «Бекаса» соблазнит нас на размещение не «коробки», а «чемодана» приманок, нескольких катушек и т.п. Ваш покорный слуга заменил большой рюкзачище на несколько емкостей:
1. 36-литровый рюкзачок «городского» («спортивного») стиля; такие носят многие велосипедисты, «скейтеры», «роллеры» и просто люди, которым нравится передвигаться со свободными руками. Бренд не самый популярный, но узнаваемый; важно, что лямки и спинка с вентиляцией. Спинка вдобавок с «пенкой», поэтому ничто в «горб» не упирается; молнии – влагозащищенные; ткань, конечно, промокает, но не сразу и не от моросящего дождя. Имеются два наружных кармана из сетки: в первом – 0,5 л воды, во втором – «антикомариное» средство, если есть в нем нужда. Два внутренних кармана: дальний – для перевозки катушки, ближний – для минимального набора инструментов и аптечки (стандартная оранжевая АИ-2, наполненная по потребностям). Внутри в первом отделении рюкзака размещаются приманки, легкая ПВХ-накидка, во втором – нечто «на обед» и место для улова, если понадобится забрать часть его с собой (я складывал в пакете-«майке» пару-тройку щучек под 1 кг, либо одну 2-килограммовую, либо десяток окуней достойного размера).
2. Наплечная сумка из тех, что прочно вошли в рыбацкий обиход несколько лет назад. Конечно, это может быть сумка, с которой вы или ваши дети ходили на учебу, но я настаивал бы на специальной, рыбацкой, сделанной из добротного непромокаемого материала. Зачастую в ней есть влагозащищенные молнии, карманы под разнокалиберную мелочь, внутрь умещаются стандартные коробки. В такой «торбе» обязательно найдется место для катушки, защищающее ее от ударов. Незаменимая вещь, если вы запланировали легкую ходовую рыбалку, например UL-ловлю. Меня сумка, лежавшая до времени в «закромах», спасла в поездке на анапский рокфишинг в 2013 и 2014 гг. Ловить приходилось в камнях и скалах, на пляже. Из одежды только сандалии и плавки, но на них нет карманов. На сумке же их – десяток! А скорпена, основной рокфишевый трофей, настолько колючая, что общаться с ней без медицинского инструмента опасно, особенно при свете налобного фонаря. Сумка же позволяла легко находить на ощупь любую необходимую вещицу, а благодаря своей форме служила «лабораторным столиком».
3. Поясную сумку я полюбил с первого взгляда: три отделения, карман для емкости с водой и широченный сетчатый пояс. Незаменимы при ловле взабродку: на голове – панама, на ногах – сланцы, на поясе (пояснице) – сумка. Если ставится задача наловить окуня на уху, я беру с собой садок, привязанный к телескопической фидерной стойке. Бредешь по колено в теплой речной воде, полавливаешь окуньков, вдруг бац – щуренок срезал твистер. Не беда, легким движением руки сумку переводим из положения «поясница» в положение «живот», спиннинг – вершинкой на рогатку садковой стойки, комель – между ног и вяжем новую оснастку. К поясу пришито небольшое пластиковое «полукольцо».
Казалось бы, мелочь, украшение, но к нему у меня привязан шнурком из паракорда мультитул: если «ухнет» в воду, не придется купаться.
Вопрос третий: «Можно ли снизить нагрузку, выбрав соответствующую одежду и обувь?»
Можно. Помните, что путник шел в «болотниках» на 30-градусной жаре? То есть сапоги, обеспечивающие тепло- и влагозащиту, были обуты «на всякий пожарный». В такие дни даже рано утром температура воздуха и воды позволяет комфортно находиться в воде выше колен. На другой «чаше весов» – наличие на дне тысяч панцирей «беззубок», режущих открытые ступни, как бритва. Сланцы? Возможно. А если берег топкий? Провалилась нога в сланце, а вытащена босая и покрытая жирной, плохо смываемой и отнюдь не целебной грязью. Выход – вейдерсы, которых, к сожалению, у меня пока нет. Вариант – болотные сапоги с низким (до середины голени) сапожком и удлиненным голенищем из ПВХ-ткани. Они легче классических примерно на 10-15% и складываются (скатываются) гораздо ниже. Разгрузиться можно, выбрав правильную одежду. Шерстяные носки, надетые не столько для тепла, сколько для плотности, чтобы «нога не болталась», к примеру, заменяем на «летние термо» Tomahawk или Norfin.
Всем известно, что в нескольких слоях тонкой одежды теплее, чем в одном толстой. Снимаем с путника демисезонную куртку, а вместо нее надеваем легкую дышащую ветровку. Для тепла – флисовый жилет; если стало жарко, его можно свернуть до размера, скажем, средней катушки, масса его такова, что и говорить не о чем. А рыболовный жилет, подобный спецназовской «разгрузке», заменим сшитым из сетки, с оптимальным количеством карманов.
До сих пор на водоемах встречаются рыболовы, использующие в качестве дождевика плащ ОЗК. Боюсь ошибиться, но весит он около 2 кг. Компактнее и раз в 20 легче дождевики из ПЭ или ткани с ПВХ-напылением. Ну вот и переобули-переодели «каторжника».
Вопрос четвертый: «А на всяких « прибамбасах» сколько можно сэкономить?»
Обратимся к наполнению рюкзака и карманов. Термос? Ну привык человек пить горячий чай зимой и летом. Таскать в обновленном рюкзачке литровую «торпеду» – не вариант: и громоздко, и чай на жаре не весь выпивается. Заменил на 0,7 л – красота! Он и менее габаритный, и легкий, и чаек используется полностью. А сэкономленное место займет дополнительное средство от жажды – поллитровка «замороженной воды». Из рациона ничего не посоветую, настолько все индивидуально. Главное правило походного питания – лишь бы оно не испортилось в течение рыбалки (похода).
Из инструментов рекомендую упомянутый мультитул среднего размера, спрятанный в кармашке жилета либо закрепленный на поясе. Маловероятно, что в течение дня ходовой рыбалки понадобится мачете или стропорез, а лезвие мультитула можно без проблем довести до бритвенной остроты. Им можно и леску разрезать, и колбаску на бутерброд, а миниатюрной ножовкой – спилить ветку толщиной в пару сантиметров. Кстати, вопрос откусывания «лишних» концов лески и шнура я решаю радикально при помощи зажигалки. Компактная зажигалка «автоген», то есть та, у которой газ выходит под давлением, образуя стойкий к любому ветру факел, всегда при мне. Хочешь – леску пережигай, хочешь – костер разводи.
Удобнейшая штука из последних приобретений на осенней выставке «Охота и Рыболовство на Руси» – Fish Grip, он же челюстной захват – изящная пластиковая вещица, которая позволяет в холодный сезон оставлять руки сухими при манипуляциях с рыбой, а в течение всего года – не таскать на себе лишнее железо (зевник, зажим, экстрактор). Прикусил губками «липгрипа» лямку рюкзака, и вперед, навстречу поклевкам!
Вопрос пятый, самый интересный: « А приманок с собой сколько брать и каких?»
Ответ на этот вопрос мог быть самым пространным, ибо огромным количеством и диковинным разнообразием приманок могут похвалиться, наверное, 8 из 10 современных спиннингистов. В самом деле, ведь не на необитаемом острове живем и не в каменном веке. Кризис объявили? Ничего, рыболовы народ такой сли взбрело в голову закупить очередной воблер или пару пачек самой пресамой «резины», то мы это обязательно сделаем. На выпивке сэкономим, на куреве, на запчастях для авто, да мало ли на чем?! А может, и экономить не придется. У кого юбилей ожидается или еще какое торжество? В общем, каждому есть чем удивить товарищей: сундуком блесен, чемоданом силикона/поролона с пудом свинца в нагрузку либо стеной гаража, увешанной воблерами всех мыслимых и немыслимых форм и расцветок. Здорово!
Некоторые «наживают добра» по принципу «чтобы внукам оставить». Но кто может похвалиться, что ловит на все наличествующие приманки? Каждый способен провести несложный подсчет. Имея, к примеру, сотню воблеров и блесен, я отложил из всей «кучи» те, на которые не раз успешно ловил («боевые шрамы» нам в помощь!). Получилось, грубо говоря, 20 приманок. Рядом с «ветеранами» разместил те, на которые возлагаю особые надежды либо небезосновательно рекомендованные коллегами. Еще десяток. А сколько я в среднем отрываю за одну рыбалку?
Примерно один воблер, пару колеблющихся блесен, пару «вертушек». Даже тех 25, что остались, за глаза хватит.
Прикинем массу того, что осталось, если ловим не УЛ-снастью, но и не на совсем уж «хэви». Несколько (пусть по паре штук) воблеров, попперов, уокеров в среднем по 9 г; плюс пяток колеблющихся блесен по 12 г; плюс пять штук «вертушек» по 10 г. Прибавим парочку Кастмастеров. Вышло 200 г. Допустим применение джига, прибавим наше любимое нечетное количество «5» оснащенных 3-4-дюймовых твистеров и виброхвостов на джиг-головках или «чебурашках» от 10 до 18 г – еще 100 г к общей массе. Накинем еще 50 г на поводки, застежки, запасные кольца и крючки. Чтобы быть точными, прибавим массу «волшебного сундучка», в который все это богатство уложено. Итог – менее 500 г! Признаюсь честно: много лет таскал на себе пару килограммов «приманочного балласта». На «всякий пожарный» случай, который, увы, так и не наступил.
Подведем итоги: «Сколько будет в граммах?»
Ну вот на 2 кг приманок мы уже «похудели». Обращусь к информации в сети Интернет: магазинам, каталогам, сайтам производителей, где указана масса товаров. Затем подсчитаю, насколько «похудели» одежда, обувь, рюкзак, термос, инструменты. В результате всех подсчетов и округлений «набегает» почти 3 кг. Итого – 5 кг. Представьте, что вы таскали на себе полуторный кирпич. А если еще забирать пойманную рыбу? Комментарии, как говорится, излишни.
…Он пружинистой походкой приближался к стоящей в тени деревьев легковушке. Ничего, что до берега сотня метров, зато в салоне было прохладно. Приставил к борту изящный спиннинг с похожей на игрушечную мясорубку катушкой. Быстренько скинул со спины рюкзачишко, в котором звякнул скромный набор приманок и булькнула вода. Сделал пару неторопливых глотков из почти полной литровой бутылки минеральной воды без газа. Хорошо! Рыболов молниеносно стащил со своих ног модерновые «ЭВА-забродники», оставив их на ветерке слегка просушиться. Убрал в багажник так и не пригодившуюся легкую «мембранку». Надетая, но не застегнутая рубашка «сафари», подаренная женой к летнему сезону, была скинута и полетела в багажник вслед за курткой. Рыболов развеселился. Машинально оглянувшись по сторонам и не заметив никого вблизи, отправил к рубашке и легчайшие, одноименные с рубахой «брючата». Оставшись в плавках и оглядевшись еще раз (не пристало все-таки сорокалетнему дядьке резвиться, подобно первоклашке), ринулся в сторону реки. За считаные секунды преодолев «стометровку» пляжа, со всего маху бухнулся в прохладную окскую воду, подняв тучи брызг. Вскрикнув пару раз от легкого, но приятного шока, поплыл, напевая самому себе «Раскинулось море широко». Вдоволь наплававшись, затем обсохнув под лучами июльского солнца, «заморил червячка» не съеденным во время рыбалки бутербродом, допил «минералку», созвонился с товарищем, сопровождая телефонный диалог возгласами: «Когда я тебе врал?!», «Весь окунь – по “часики!”», «Судачок вылезал по утрянке!», договорился о завтрашней рыбалке. Не переставая чтото напевать, рыболов оделся, сел в машину и умчался на дачу к жене и дочери, которая, по причине каникул, бессовестно «дрыхла» аккурат до обеда. Лето. Жара. Рыбалка. Отпуск!
Рыбачьте с нами
Дмитрий Головин
|
| |