Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Я помню тот лагерь в горах

1Разумеется, каждый охотник в душе скиталец, и жизнь в палаточном лагере для него – обычное дело. Но мне кажется, что при всей готовности к неудобствам «кочевой» жизни каждый все-таки хотел бы провести это время с максимально возможным комфортом. Что-то охотник может сделать для этого сам, что-то ждет от организаторов охоты. Я хотел бы рассказать о своем опыте лагерной жизни, а с таковой я в последние годы сталкиваюсь в основном в горах.

   Лагерь, как известно, может быть стационарным, временным или неким гибридом того и другого. Я остановлюсь на том, где комфорт минимален – на временном, получившем в англоязыких странах наименование flycamp, или летучий лагерь. 
    Прежде всего, до лагеря нужно добраться без проблем, потому техника должна быть в исправном состоянии, с полными баками горючего, необходимыми запчастями, и хорошо, если в лагере будут квадроциклы или снегоходы (в зависимости от сезона). 
    Два слова о месте под лагерь. Важно, чтобы оно было сухое, не продуваемое ветром (а вот для рыболовов в сезон мошкары как раз желателен продув). И обязательно у воды, но о воде – чуть позже.
    Понятно, что минимум, который необходимо учесть организатору охоты при установке лагеря (или даже еще при его комплектации) – это создание условий для того, чтобы у охотника-клиента и сопровождающих его людей было, где спать, привести себя в порядок, оправиться, и было, чем питаться. В случае, если охота длится не один день и проходит в физически тяжелых условиях, баня не просто желательна, а относится также к категории необходимых условий.
    Что касается проживания, то в принципе нет особой необходимости в каких-то экстравагантных палатках с прихожей, спальным местом и отделением для любования закатом. Охотник вполне может переночевать хоть в брезентовой, хоть в палатке из парашютного шелка. Тут все определяется, по-видимому, наличием у организатора той или иной палатки, либо его возможностью приобрести какую-то модель, а с другой стороны, ее массой – палатку ведь нужно доставить в труднодоступный район, и часто лишний килограмм груза совсем нежелателен. Так что используется военная ли палатка, или палатка из современных водоотталкивающих, ветроустойчивых, термоизоляционных и при этом весьма легких материалов – это выбор и проблема организатора охоты. Охотнику, повторюсь, не принципиально.
    В зависимости от объема палатки в условиях холодного климата используются различные обогреватели – от газовой лампы до печки. Очень хорошо зарекомендовали себя разнообразные газовые печки (в горах или в тундре). В тайге, по-видимому, уместнее дровяные, хотя в тайге обычно проживаешь в стационарном лагере или в зимовье, где с печками все в порядке.
    Продолжая разговор о спальном месте, хочется отметить, что максимальный комфорт дают раскладушки. Несколько хуже высокие надувные матрасы. К тому же они легко прокалываются, и тогда ночевка превращается в пытку. Еще немного хуже низкие надувные матрасы. И совсем край – полиуретановые коврики. На самом деле разговор о том, на чем охотнику приходится спать, диктуется вовсе не амбициями клиента. Просто невыспавшийся охотник в горах – это «двойное мученье». То есть мученье для проводников и мученье для него самого. Поэтому чем комфортнее будет спальное место, тем меньше проблем на самой охоте.
    О спальнике охотник может позаботиться и сам, но организаторам лучше знать, насколько теплым должен быть спальный мешок в то время и в том месте, где предстоит охота. Поэтому лучше, если эту тему охотник и организатор обговорят заранее.
    Вообще палаток в лагере, где принимают одного охотника-клиента, должно быть как минимум три – одна для собственно клиента, одна (или больше) для проводников и работников лагеря и одна для кухни-столовой, которую правильнее было бы назвать морским термином «кают-компания».
    Палатка «кают-компании» должна быть самой большой. Дело в том, что в лагере вся жизнь крутится вокруг этой палатки. Это, как сейчас говорят, самое тусовочное место. Тут устанавливают большой раскладной стол, раскладные же стулья. Помимо того, что здесь принимают пищу, здесь же планируют охоту и обсуждают потом ее результаты. Здесь все вместе пережидают дождливую погоду. Нередко здесь же и сушат одежду – это самое теплое (из-за регулярно работающей печки или газовой плиты) место в лагере. А сухая одежда – это, кстати, весьма немаловажно. Как правило, именно эта палатка служит продуктовым «складом», а нередко и жилищем повара.
    Что касается кухни, то тут я отметил бы три самых важных момента – близость водоема, хороший повар и правильные продукты.
    В любом случае лучше всего лагерь располагать около реки или стоячего водоема, где можно взять воду. И если качество воды не ахти, организатору охоты следует позаботиться о дезинфицирующих таблетках или фильтрах. Привозная же вода – это не только лишние килограммы груза, но и удручающее осознание необходимости ее постоянно экономить. 
    Конечно, если охота и по планам, и фактически проходит быстро, то можно легко обойтись простым разогревом тушенки или каких-нибудь сублимированных продуктов. Но если охота занимает несколько дней, то необходима нормальная кухня. А это означает, что организатору необходимо позаботиться о продуктах – в магазин в горах не сходишь. Разумеется, охотнику приходится рассчитывать на то, что способно храниться в походных условиях, – обычно это сублиматы, консервы, сыр, копченая колбаса. Но для организатора проблема может оказаться еще и в том, что у клиента может быть невосприятие тех или иных продуктов, и потому необходимо заранее оговорить с ним, что он ест, что не ест. 
    Работа повара очень важна – тяжелая охота быстро сжигает калории. Если повар плохо готовит, то охотник будет плохо питаться, и это обязательно скажется на качестве охоты. Я уж не говорю о возможности желудочно-кишечных расстройств при плохом питании. 
    Что бы я еще выделил, помимо лагерной «жилухи», так это различные мелочи, которые легко забыть на «большой земле», но без которых трудно обходится в лагере. Например, мыло при умывальнике, туалетная бумага в туалете. Я уж не говорю о ложках-вилках-тарелках на кухне. Если ты постоянно путешествуешь, то у тебя есть список необходимых вещей, которые следует взять с собой. Но я считаю, что грамотный устроитель охоты тоже должен подобную мелочевку предусмотреть в своем списке.
    Относительно недавно я летал на охоту на Камчатку, и многие вещи обратили на себя мое внимание, некоторые даже весьма порадовали. 
    До лагеря добирались на ГТС целый день – это тут нормально. Тяжело, но нормально. В лагере, что бросилось первым делом в глаза, это туалет. Ничего особенного, стоит несколько в сторонке, но сразу понимаешь, что не придется бегать по кустам и прятаться от глаз людских в ту минуту, когда человеку (а рано или поздно это случается с каждым) хочется вдруг побыть одному.
Очень порадовала баня, оборудованная в обычной палатке. Прекрасная баня! С печкой, на которой в «обычной жизни» разогревали еду. Константин Каллин, который как раз и организовал эту охоту, по его словам, нашел то, что давно искал! И совершенно верно заметил: «Столько же всякой ерунды перепробуешь, прежде чем найдешь то, что действительно нужно». И вот тут хочется еще раз сказать, что лагерь должен располагаться недалеко от воды – если она будет за километр, то не натаскаешься.
    Понравилось, что в лагере отведено место для животных. На самом деле в каждом охотничьем лагере есть живность – обычно это лошади и собаки. Собаки необходимы для добора подранков и для защиты лагеря от крупных хищников. Лошади, понятно, нужны для передвижения. Если мы переезжали с места на место на ГТС, то туда же молодые работники перегоняли лошадей и уже на новом месте определяли для них стойло, размещали под навесом седла, потники, сбрую и необходимый корм для лошадей. 
    В лагере был генератор. Электричество бывает желанно вечером, чтобы поужинать при свете, посидеть, пообщаться, зарядить аккумуляторы гаджетов и фонарей. Везти с собой топливо для генераторов – тоже проблема, поэтому электричество приходится экономить. Пока светло – никакого электричества. Вечером – строго по времени. Все лампочки энергосберегающие. 
    Очень важный момент в наше время – связь. Сейчас широко используются спутниковые телефоны – «Иридиум», «Турайа», «Глобал Стар». Причем еще несколько лет назад ими пользовались только приезжающие охотники, которые могли себе позволить такой недешевый гаджет. Сегодня, как я успел убедиться, спутниковый телефон становится непременным атрибутом организатора охоты. Дело в том, что связь необходима не только с «большой землей» для вызова вертолета или спасателей, но и в повседневной работе проводников. На меня произвел впечатление тот факт, что ребята, которые уходили со мной в горы, в оговоренное время выходили на связь с лагерем. Если в срок по какой-то причине не могли выйти, то выходили через час, если не через час, то через два и так далее. Если бы сеанса связи не было в течение 5 часов, из лагеря выдвинулись бы люди для поиска пропавшей группы. 
    Оптические трубы в горах – один из самых необходимых предметов, и сегодня все продвинутые организаторы охоты такими приборами обзавелись. Труба экономит кучу времени и сил. Раньше охотники ходили только с биноклями, в которые не разглядишь трофейного качества животного, и нередко тратили на подход к нему по полдня, чтобы убедиться при ближайшем рассмотрении, что зверь не отвечает запросам охотника. Труба же позволяет с огромного расстояния рассмотреть зверя, сфотографировать его при желании и решить, делать к нему подход или искать другого. 
    Если перечислять предметы, оборудование и оружие, которые необходимо иметь не только охотнику, но и организатору охоты, то первыми, пожалуй, на ум приходят ножи (а для организатора еще и топоры). Без них невозможно вообще жить в лагере.
    Каждый охотник везет с собой «свои» лекарства, но в лагере должна быть аптечка с универсальным набором лекарств – кремы и пластыри от потертостей, порезов, ушибов и прочего, обезболивающее, активированный уголь, аспирин, нитроглицерин для сердечников. В условиях высокогорья – препараты для борьбы с горняшкой.
    Важнейший атрибут в горах – палки для ходьбы. Сейчас уже есть раскладные палки, но это пока не норма, да и дороги они. Поэтому запастись палками должен организатор. Они же могут послужить и упором для стрельбы. У Каллина палки для охотника были. Мало того, ребята делали на них ножом отметки – сколько баранов с нее добыто, столько и отметок. 
    Немаловажный инструмент – рулетка для измерения трофея. Когда ты не знаешь, каковы точные показатели добытого тобой трофея, это настоящее мученье для охотника. И все-таки охотник про рулетку может забыть, и желательно, чтобы организатор его в этом плане подстраховал. 
    Самое неприятное время в горах – это многодневный дождь. Как только он начинается, ты становишься пленником весьма ограниченного пространства. В моей практике бывало такое, что из 10 дней охоты дождь шел 9 дней. От этого можно сойти с ума. На второй-третий день люди начинают искать себе любое занятие – рубят дрова, играют в карты. На мой взгляд, лучшим занятием в такое время являются чтение книг и просмотр фильмов. И это очень правильно, если организатор охоты позаботится о том, чтобы иметь в своем багаже небольшие фильмо- и библиотеки.
    Несколько слов хочется сказать о работниках лагеря. Охотнику нужно иметь в виду, что их количество (по крайней мере, в России) минимально, и у каждого есть вполне определенное дело. Константин рассказал об одном случае – приехали охотники, у них было несколько часов для отдыха, и они пошли рыбачить. Без особого труда наловили два-три десятка рыбин и принесли в лагерь – пожарьте! Константин не возражал, только предложил им самим почистить пойманную рыбу. Охотники возмутились – это, мол, не их дело. А чье? Константин объяснил, что каждый в лагере занят своим делом, нет лишних рук. В дальнейшем они ловили не больше, чем по три-четыре штуки на ужин. 
    Собственно охота в наибольшей степени зависит от проводника, его чисто человеческих качеств и егерской квалификации. Но эта тема уже не раз обсуждалась на страницах охотничьих изданий и выходит за рамки этой статьи. А вот о необходимости «такелажников» я ничего не слышал, пока не столкнулся с одним из них в группе Константина Каллина.
    Может быть, правильнее было бы начать разговор о лагере с того, что технику, на которой добираешься до лагеря, необходимо правильно загрузить. Потом лагерь нужно поставить, по окончании охоты собрать и снова погрузить. И все это должно быть сделано так, чтобы по дороге ничего не поломалось и не потерялось. А дорога на ГТС, например, занимает часто день или больше, да и дорогой то, по чему приходится ехать, можно назвать лишь условно. А при перевозке в вертолете нельзя нарушать баланс судна, в него все должно укладываться грамотно. И теперь представьте себе, что барана удалось взять сразу (так не часто, но бывает), тогда и лагерь приходится ставить-разбирать быстро. В общем, для всего этого нужно умение. 
    И вот мы по окончании охоты свернули палатки, собрали вещи, но никто не торопится укладывать их в ГТС. На мой вопрос о том, чего ждем, последовал ответ: «Погрузчика ждем». Оказалось, что в группе Каллина есть человек с особой специализацией. Он умеет грузить так, что потом ничего не портится, не рассыпается, не теряется по дороге. И это его умение тут очень ценят! 
Еще один важный момент – это поэтапное наполнение потенциальных мест охоты необходимым оборудованием. Я знаю, например, что в Карачаево-Черкессии ребята заносят в горы и закладывают с весны под камни необходимые вещи – газ, печки и прочее – чтобы потом в летучий лагерь идти если уж не налегке, то и не перенапрягаясь.
Что мне хотелось бы сказать в заключение. Самое главное в подготовке к организации лагеря – это найти золотую середину, чтобы    не брать лишнего, и в то же время чтобы было достаточно комфортно участникам охоты, чтобы они не страдали из-за отсутствия нужной вещи.
Магия Настоящего Сафари

Леонид Палько

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2018. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.