Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Перехитрить умную птицу
К вопросу маскировки при охоте на гуся вообще и о скрадках в частности

1Использование скрадка как элемента маскировки на гусиной охоте в период весеннего пролёта является одним из наиболее обсуждаемых в охотничьей среде вопросов, решение которого требует вдумчивого подхода и учёта многих факторов.

   После того как выявлены пути пролёта и определены места присад гусиных стай, выставлены профиля, стрелкам необходимо укрыться, да ещё таким образом, чтобы не вызвать опасений у очень уж подозрительных птиц, обладающих завидной памятью и аналитикой.
    Поэтому часто посещаемые гусями кормовые угодья при оборудовании стрелковых мест не должны подвергаться сколько­нибудь значительным изменениям. При этом надо иметь в виду, что в последние годы в России охота на гусей весной стала основным видом охоты на них и приобрела массовый характер. Гусь в связи с этим адаптировался ко всякого рода казалось бы отпугивающим признакам, но не таящим в себе опасность, и, наоборот, очень чутко реагирует на любое сходство с объектами, со стороны которых приходится «держать выстрел». К примеру, он абсолютно не боится деревень и летает прямо над крышами домов, а на открытой местности сторонится кустов и почти всегда «на кислороде».
    Североамериканцы охотятся на гуся в основном коллективно, выставляя на кормных покосах сотни (иногда до тысячи) профилей и чучел. Разумеется, что подобную стаю в состоянии обслужить 7,10, а то и 15 человек, которые впоследствии принимают участие в охоте. Такую армию спрятать в открытом поле нелегко.
    Но поскольку охота на гуся у них проводится осенью после уборки зерновых культур, то в качестве скрадков в эту пору используются стожки соломы. Они равномерно разбросаны по площади, и не требуется дополнительных затрат времени на подготовку охоты.
    У нас эта охота проводится весной, в основном в индивидуальном порядке, и лишь изредка можно встретить хорошо организованную группу охотников, которые не жалеют ни сил, ни времени на заблаговременную подготовку. Они же согласуют с местной сельхозадминистрацией устройство заглубленных скрадков, так как в это время производится пахота, да и потравы озимых аграриям ни к чему.
    Основная масса любителей гусятины — «дикие» охотники, являющие собой существенную помеху для организованной охоты в целом. Как бы ни готовилась охота, всегда найдутся пешие и «конные» (т.е. на автомобилях) странники, беспардонно забредающие на звуки выстрелов в самую середину угодий. Полагаясь только на дальнобойность зарядов крупной картечи, всего один такой ловкач может легко сорвать охоту для остальных, употевших от хлопот охотников.
    С этим можно было бы мириться, если бы одиночки, не будь они эгоистами, обладали элементарной грамотностью. Всего-то необходимо знать несколько принципов и правил маскировки и постараться следовать им.
    Самое простое и вполне приемлемое решение — это использование для укрытий естественных элементов местности и постоянно существующих сооружений, к которым гуси привыкли: столбы электропередач и мелиоративные колодцы, довольно часто встречающиеся на полях, брошенная или оставленная до времени техника и т.д. В момент вспашки за трактором увивается стая чаек, и это тоже привлекает гусей, а борозда между вспаханным и невозделанным полем является хорошим укрытием.
    Цветовой контраст в целях маскировки может быть использован и в других условиях. Только чрезвычайно важно зарубить себе на носу — ни малейшего шевеления в момент подлёта птиц совершать нельзя. Также нельзя забираться на самое высокое место в поле, как говорят, «на пупок».
    Наиболее благоприятны для занятия позиций склоны, низины или места на удалении примерно 100—150 м от края поля, особенно если рядом на зеленях образовались лужи талой воды.
Эти рекомендации будут полезны и уместны для обладателей маскировочной одежды в виде копны или типа «леший». Многие охотники обзаводятся и с успехом используют полиуретановые коврики и поджидают стаи лёжа. На мой взгляд, если позволяет здоровье и ловкость, это тоже неплохое решение
    Простой и доступный способ маскировки, а главное, достаточно комфортный — использование скрадка без заглубления в грунт, что освобождает от значительных трудозатрат (см. рис.).
    1При таком способе маскировки желательно участие двух человек: один занимается расстановкой профилей, другой оборудует парное стрелковое место. Главное требование к скрадку, каким бы образом его ни возводили, — он не должен иметь отвесных стенок. При восходе солнца такие стенки отбрасывают тёмные полосы тени, и даже в пасмурную погоду возникает контрастирующий эффект, что и отпугивает птиц.
    Поэтому вовсе не обязательно возводить сплошной шалаш, достаточно обеспечить двухъярусное экранирование под наклоном хотя бы 45 градусов. Более пологий наклон, разумеется, обеспечит лучшие результаты. Для установки экранов достаточно иметь 3 куска маскировочной сети шириной не менее 1 м и длиной 3—4 м.
    Установка экранов проводится в следующем порядке. Предварительно заготавливаются 12 разновысоких кольев с рогатинами на концах 1,2 и 1,5 м и столько же колышков для растяжек. Вначале сообразно с рисунком устанавливается внутренний обвод с входом, а затем поверху с просветом в 15—20 см на высокие колья набрасывается шатровое покрытие, которое закрепляется растяжками. При желании верх и низ скрадка можно усилить пожухлой травой или пучками соломы, а на один из шестов посадить чучело грача или сороки. Вот в таком сооружении и располагаются на стульчиках спина к спине стрелки. Вход можно закрыть подручными материалами.
    Но главный принцип, обеспечивающий успех в охоте, заключается в своевременном затаивании задолго до подлёта птиц. Выдержки должно хватить и на тот случай, когда гуси, а это они делают почти всегда, совершат облёт вокруг скрадка.
    В сочетании с маскировочными свойствами охотничьего одеяния такое укрытие можно считать оптимальным, хотя и не абсолютно скрывающим охотников. Зато оно позволяет дождаться момента, когда шалые носители ружей покинут угодья и не будут мешать охотиться. Гуси, конечно же, обычно летят на рассвете, затем явно реже, но всё-таки чаще налетают тогда, когда воцаряется покой.
    После охоты скрадок легко демонтируется, экраны снимаются, а колья и колышки, если не предусматривается перебазирование на новое место, можно оставить до следующей зари, и тогда время развёртывания скрадка существенно сокращается.
Охотник

Анатолий Бовда

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2018. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.