|
|
|
|
На рисовых полях самая крупная добыча
Главная положительная особенность охоты на рисовых полях заключается в качестве трофея - утки здесь, как правило, не простые, а рисовые: в основном это утки самых крупных пород, преобладает крыжня, и отличаются они повышенной упитанностью.
Рисовые отходы используются также для откорма домашней птицы, но только частично.
А если посадить домашнюю птицу только на рисовый рацион, то она быстро жиреет настолько, что заболевает и пропадает.
Дикая утка, в отличие от домашней птицы, большая “физкультурница”, и ей такие крайности не грозят.
Рисовые утки прилетают с большой воды, и чем еще они кормятся там, сказать трудно, но в отличие от охотников с большой воды, которые иногда жалуются, что утки пахнут рыбой, я с такой проблемой не знаком.
С большим уважением отношусь ко всем видам охоты, ибо по себе знаю, что, как правило, охота выбирает нас, а не мы - ее.
Зачастую мы принуждены охотиться в ближайших от своего места жительства угодьях на наиболее оптимальные в них виды дичи. И если выбирать места своего жительства мы бываем иногда в какой-то степени и вольны, то выбирать места своего появления на свет - вряд ли. И уж тут кому как повезло...
Я появился на свет среди бескрайних кубанских полей, окруженных бесконечными плавнями, сказочными богатыми дичью и рыбой. Бескрайние поля, где я в основном охочусь на зайцев, остались и теперь.
А лиманы, балки и прочие низменности рельефа еще во времена моего детства были полностью поглощены гигантской рисовой системой, где еще в юности я начал охотиться на уток, а мой район стал самым рисовым районом...
Еще с самых незапамятных времен дикий рис являлся для уток большим лакомством. Рисовые поля и теперь являются наиболее излюбленными местами кормежки диких уток, и привлекает их туда не только зерно.
Рис, в отличие от всех остальных культурных растений, выращивается в воде, и только перед уборкой урожая вода сбрасывается. На больших полях этот процесс проходит не всегда идеально, и зачастую небольшие блюдца воды остаются.
Да и почва, длительное время находившаяся под водой, сохнет очень медленно и плохо впитывает влагу, когда идут дожди. Утки любят кормиться по-турецки - запивая водой, и такое сочетание условий кормежки является для них самым идеальным.
При положительной температуре исключения из этого правила бывают очень редко. Кукуруза считается для уток тоже привлекательной, но на кукурузных полях, которых вокруг немало, воды, как правило, нет совсем.
Похоже, что наличие воды в местах кормежки имеет также большое значение в вопросе безопасности от хищников: на воде утки ведут себя очень шумно, а на местах сухой кормежки даже большие стаи беззвучны, как зайцы на лежке.
Охота на водоплавающих открывается во второй половине сентября, и в это время еще немало воды остается на рисовых полях.
А несколько далее, в соседнем районе, начинаются плавни, очень широкой и почти непрерывной полосой протянувшиеся по всему побережью Азовского моря. И много уток летает с плавней на рисовые поля, но через две-три недели с начала охоты уже немного. И поля с самым позднеспелым рисом уже зачастую хорошо просыхают, если нет дождей.
Но где как: рисовых районов много, и выбор у уток огромен, а мобильности им не занимать. В засуху на рисовых полях, как в пустыне - утки словно вымирают, и только в вечернем небе зачастую слышен волнующий перелет многих стай.
Но иногда и в октябре на пару недель могут зарядить сильные дожди, и водные поверхности сильно увеличиваются. И тогда может прилететь такое количество, что сам себе не веришь, что местной утки может быть так много, и начинаешь сомневаться: уж не северная ли прилетела так невероятно рано?
Охота на рисовых полях выглядит, с первого взгляда, значительно проще охоты на большой воде. Не применяются чучела и подсадные, а только манки. Вполне достаточно обычных резиновых сапог, и не надо лодки с веслами или мотором.
Рисовые поля идеально спланированы (плюс-минус пять сантиметров) и больших глубин нет, а много воды и ненужно. Главное, чтобы она была на многих окружающих полях - уж очень любят рисовые утки большую свободу маневра.
Но ближе к концу сезона дороги бывают разбиты настолько, что “Нивам” и “УАЗам” уже не по “зубам”. А найти “колеса повездеходней” трудно, да зачастую не захочешь и сам - уж очень грубый вездеходный протектор делает в кармане большие дыры.
А местные почвы, официально нежно именуемые глинистыми, превращаются в “глиюку” (местное название раскисшей глины). И очень хорошая ассоциация получается с другим местным словечком - “змеюка”, особенно по смыслу. А рисовые утки почему-то наиболее всего предпочитают именно те рисовые поля, которые от станиц, хуторов и хороших дорог наиболее удаленные...
Рисовые комбайны “обуты” в огромные болотные “лапти” и могут передвигаться по любому болоту, но большая сырость им также противопоказана: по себе знаю, в какую каторгу может превратиться уборка риса в дождливый сезон.
Как-то раз в конце одного такого сезона пришлось наблюдать, когда, буксируя по дороге одну-единственную тележку с зерном, зарылся и сел на “брюхо” даже вездеходный великан “Кировец” и сдвинулся с места с помощью только двух гусеничных тракторов.
По берегам всевозможных каналов и канальчиков можно поохотиться на утку с подхода, но эта охота носит попутный характер. Там проходят дороги, и в начале сезона утки почти нет, а в дальнейшем для охот с подхода предпочтение, как правило, отдается русаку.
Рисовые системы относятся к охотугодьям общего пользования и могут иметь в основном только одно ограничение: в некоторых рисовых районах, где положение с большой водой намного получше, на рисовых полях до конца уборки урожая охота запрещена.
Рисовые системы используются по назначению уже намного меньше, чем раньше, а всевозможные валы, разделяющие рисовые поля, все больше зарастают камышом - и утки меньше стало. Уж очень осторожна стала современная утка.
Можно подумать, что с гусем перекрестилась - так по размерам непохожа. И больше всего бывает обидно, не потому, что нередко с охоты я возвращаюсь без трофеев, а что зачастую она меня, человека, “вычисляет” лучше, чем я ее, “тварь безголовую”!
И охочусь я с двустволкой 12-го калибра, а потом и с пятизарядкой, и патроны отличные применяю, но трофеев зачастую имею не больше, чем в юности, лет двадцать пять назад, когда стрелял средненькими патронами в металлических гильзах из одностволки 16-го калибра.
Раньше, конечно, охота была намного щедрее, легче, проще и дешевле, но говорить об этом теперь все равно, что сожалеть о той воде, которая давно утекла. Самое главное - она есть, а по сравнению с этим все остальное выглядит несущественным...
Общеизвестно, что юг - это пекло, и действительно - сентябрь и октябрь - это почти еще лето, и на рисовых полях в самом разгаре битва за урожай. В теплое время сезона охоты привлечь массу уток на рисовые поля может только очень много воды, а это бывает крайне редко.
В теплое время утки не очень-то нуждаются в рисовой подкормке, и середину сезона предпочтитают провести на “большой воде”, где в зависимости от угодий охота может быть намного добычливей. Да и не может быть сезон “высокоурожайным” с самого начала до самого конца, - это естественно.
Проблема в том, что рисовые утки постепенно, с годами, перешли на ночной образ кормежки, и только вечерний перелет проходит засветло. Охота на утренних кормовых перелетах, как правило, не удается: утки прилетают в не доступной для зрения темноте, а улетают на не доступной для стрельбы высоте.
Но самая главная проблема в том, что в теплое время утки вечернюю кормежку, как правило, “бойкотируют”. Даже дни покоя - четыре запретных для охоты дня в неделю - уток мало “успокаивают”...
Лично для себя я предпочитаю на охоте +15 градусов: нехолодно и комаров уже почти нет. Но в такое время зачастую возвращаюсь с охоты с легким рюкзачком.
Для охоты лучше, когда хотя бы ночью температура падает до ноля, и обычно это начинается не раньше ноября. Кратковременный морозпри -15 градусов уток при хорошей кормежке не страшит, и не торопятся улетать “покурортничать” южнее...
Дневную норму в десять уток за два-три дня охоты я нахожу оптимальной. Лично для себя я считаю трофей в виде трех крыжней за один выход на охоту вполне достаточным.
Честно говоря, полностью норму я ни разу не выполнил. Вечерний кормовой перелет длится, как правило, в среднем полчаса. Слабый перелет - малые трофеи, сильный перелет - и охота, конечно, очень динамична.
Наиболее удачные охоты происходят только в первые дни после появления северной утки - она еще плохо ориентируется в местных условиях и больше летает по светлому времени дня. Но перемешавшись с южными утками, северные очень, быстро перенимают все их уловки из них откуда родом - уже не разберешь.
Очень я люблю в северной утке одно очень положительное качество: как правило, именно...
Всем хороша северная утка, да только прилетает она поздновато, в среднем за две-три недели до закрытия сезона...
Стрельба уток на рисовых полях ведется исключительно влет, в основном на близких и средних расстояниях, и очень желательно применять оружие с небольшими дульными сужениями. Это особенно важно, потому что при стрельбе такой “трудноубойной” дичи, как крупная и хорошо упитанная утка, нужно применять патроны с хорошей резкостью.
А такие патроны, в отличие от патронов, применяющихся для стрельбы перепелок и прочей болотной мелочи, уже значительно труднее делать хотя бы “среднераскидистыми”. На близких расстояниях особенно заманчиво применять номера дроби, наименьшие из рекомендуемых, - а это реально только при отличной резкости патронов.
В последние годы качество заводских патронов сильно выросло, и особенно патроны с пластиковым пыжом-контейнером для стрельбы на дальние расстояния стали в очень большом почете у самых широких масс охотников.
Охота и рыбалка XXI век
Владимир Новак
|
| |