|
|
|
|
На волка с подхода и скрадом
Среди многочисленных способов добычи волка охота с подхода – самая доступная рядовому охотнику. В Сибири она особенно распространена в лесостепях Хакасии и Забайкалья, в разреженных рубками лесах предгорий Саян, в гольцовой зоне Горного Алтая, в редколесной эвенкийской тайге. Охота с подхода индивидуальна. Это наиболее эмоциональная и эффективная спортивная охота. Никакой другой трофей не доставляет столько удовольствия, как взятый с подхода. Ведь, чтобы добыть волка, охотнику нужно мобилизовать волю и все способности: наблюдательность, выносливость, терпение, выдержку, настойчивость. Победа над таким чутким и осторожным противником, как волк, запоминается на всю жизнь.
Охота с подхода организуется по разному в зависимости от рельефа и лесистости местности. Так, если в лесу поиск волка ведут троплением утреннего следа, распутывая хитроумные петли, то в лесостепи и в горах тщательно обследуют окрестности в бинокль. Лучшее время для охоты в том и другом случае – раннее утро, рассвет, когда ещё можно встретить зверей, бредущих на лёжку, обнаружить их совсем свежие следы или увидеть на переходе матёрого, возвращающегося с добычей к логову.
Для охоты с подхода больше благоприятна мягкая ветреная погода. Чем сильнее ветер, тем легче скрадывать. Человек должен двигаться против ветра или под углом к нему. В лесу возможно применение дробового оружия, но в лесостепи, тундре, в горах необходимо хорошее нарезное. Не надо быть снайпером, но навыки быстрой и точной стрельбы охотнику необходимы.
На охоту с пулевым оружием в лесостепи компаньонов и помощников обычно не берут, чтобы меньше было шума. Если волка ищут по следам, то, обнаружив волчью тропу, охотник прежде всего должен установить, какая она: ночная охотничья или утренняя, ведущая на днёвку.
Если волки часто сходят с прямой тропы, расходятся, рыщут по сторонам, то это охотничья тропа. На ней волки постоянно меняют аллюр: с крупной рыси переходят то на шаг, то на галоп. Иногда звери выходят на дороги или русла замёрзших рек, останавливаются, словно прислушиваясь, вдруг резко меняют направление и манеру передвижения. Они обследуют места прежних охот, находят останки затравленных ими животных, подходят к привадам. Тропить такие следы в поисках днёвки в короткий зимний день не имеет смысла.
Наоборот, если утренние, свежие следы ведут от добычи, от привады или скотомогильника, хищники идут шагом по прямому пути, изредка переходя на «ленивую» рысь, то можно предполагать, что стая отправилась на днёвку. Если волки хорошо прикормлены на приваде, то они уходят на днёвку не дальше чем на два километра.
Волки используют и собственные тропы, и тропы других животных. Установить свежесть следа на старой проходной тропе трудно, поэтому желательно рассмотреть следы ещё до вступления на неё. По своей старой тропе, а также по хорошо набитым заячьим тропам, хищники часто запутывают следы. Разыскивая свежие следы волка на тропе, следует держаться от неё сбоку, чтобы не затоптать. Опуская в снег лапу, зверь чертит ею поволоку. Его конечность на ходу сваливает снег под тупым углом и спрессовывает его давлением массы тела. Вытаскивая конечность, он уплотняет голенью кромку снега, при этом цепляет пястью снег и выбрасывает его бугорком впереди следа. Этот бугорок указывает направление хода волка.
При поднятии лапы зверь чертит другую борозду – выволоку. Под лапой снег из нижних, более тёплых слоёв выбрасывается на поверхность и через 3-4 часа замерзает. Сначала твердеет более уплотнённая подошва следа, потом – стенки ямки. Спрессованный снег на дне стакана следа и уплотнённый в передней его части (в отличие от задней) на морозе быстро смерзается, что легко определяется на ощупь даже у запорошенных следов. Нижняя уплотнённая часть следовой ямки, а также её стенки, прежде всего передняя стенка, смерзаются и твердеют, и тем быстрее, чем сильнее мороз. Свежий выброс снега из следовой ямки хорошо узнаётся, но через 5–10 ч становится мало отличимым на общем фоне снежного покрова и уже не искрится. Взрыхлённый утром снег к вечеру оседает. Как скоро он отвердеет, зависит от силы мороза и характера снега.
Опытный следопыт предварительно определяет свежесть следа волка на ходу визуально, палкой, лыжей или ногой. Свежий след совершенно мягкий и рассыпчатый, а на влажном снегу выглядит рельефным и чётким. После того, как зверь его оставил, при средней влажности воздуха и температуре от –5 до –10 °С через 15–20 мин след слегка затвердевает. При сильном сухом морозе (от –20 до –30 °С) след твердеет уже через 5–10 мин. Чтобы определить свежесть следа, нужно палочкой или веточкой перечеркнуть его стенки и подошву, при этом старайтесь почувствовать силу сопротивления и услышать шорох.
Совершенно свежий след палочка рассекает, словно воду, бесшумно и легко, веточка при этом почти не отгибается. При пересечении старого следа веточка его перережет, но при этом изогнётся, а очень старый след веточка не перережет, а вывернется из-под снега наружу. Свежий след через 10–15 мин после того, как прошел зверь, не успевает смёрзнуться, и, если к нему прикоснуться, он рассыпается. При морозе от –20 до –25 °С подошва следа часовой давности, при попытке её вывернуть снизу, рассыпается на несколько кусков, а через 3–4 часа вывёртывается в виде целого комка в трещинках, а более старая – остаётся комком без трещин.
В мороз свежесть следа можно определить, подсунув под него руку и подняв его. Свежий след при этом рассыпается, а более старый остаётся на руке в виде чашеобразного комочка снега – «глышки», толщина которого будет тем больше, чем старее след. Нужно учитывать при этом и температуру воздуха: в большой мороз след замерзает и образуется «глышка» уже через два-три часа после прохода. Поволока смерзается медленнее, чем выволока.
Некоторые полевые исследователи определяют свежесть следов на вид: старые следы обледенелые, а новые – гладкие и рыхлые. Если стенки на ощупь твёрдые, надо ещё проверить, нет ли под снегом наста. Для этого рядом надо выдавить в снегу углубление, рассечь его и сравнить с рассечением следа. По внешнему виду свежий след отличается от более старого своей чёткостью: в мороз края следа острые, на снежной поверхности между оттисками лап видны крошки снега, выброшенные при поднимании лапы зверем.
В оттепель свежий след представляет собой чёткий отпечаток лапы со всеми деталями («печатный след»), но через некоторое время он начинает расплываться. Если взрыхлить слежавшийся снег, он заиграет на солнце, но через несколько часов снова потускнеет, сделается матовым, каким был. Изменяется и след на снегу. Выброшенные крупинки и комочки снега смерзаются и тускнеют. Шероховатая поверхность сглаживается, образуется корочка наста, это чувствуется на ощупь. Про старый след говорят: остыл.
Если зверь оставил следы рано утром, то уже к вечеру чёткость и свежесть потеряются. При потеплении, похолодании, особенно в ветреную погоду, кромки следа теряют чёткость.
Любая мелочь может помочь охотнику определить свежесть следа и направление движения хищников. Сытые волки, идущие на днёвку, не торопятся. Если по ходу движения попадается дорога, старая запорошенная лыжня, тропа другого животного, хищники могут идти по ним. Чтобы запутать следы, время от времени они расходятся в стороны, возвращаются обратно – сдваивают следы. Иногда, подобно зайцу, делают «скидки» с тропы в сторону за куст, колоду, толстое дерево. Особенно внимательно надо проверять разветвления дорог, пересечение старых троп животных.
Если попадутся «сдвойки» и особенно «скидки», нужно дальше идти предельно осторожно. Легче выслеживать сытых волков, уходящих с привады на днёвку. При любом троплении нужно стараться не терять из виду самый прямолинейный след матёрой волчицы. Как бы ни расходились волки по сторонам, в конце пути стая присоединится к самке-вожаку. Выправляя стороной след волчицы, охотник теряет меньше времени на распутывание других, не нужных ему следов. Если стая разбилась на группы, необходимо найти след матёрой волчицы. Её путь до места днёвки – самый короткий. Спутав след волчицы со следом переярка, который, бывает, бродит один, можно упустить стаю. Когда охотник идёт по следу волка, оставленному на дороге, он должен быть особенно внимательным на разветвлениях, на плотных снежных заносах, чтобы не пропустить место поворота.
В лесу зверя скрадывают с его входа в ранее обрезанный полукруг, чтобы определить местонахождение лёжек. Продвигаться нужно с подветренной стороны параллельно следу, не теряя его из виду. Ни в коем случае нельзя ходить волчьей тропой, так как внимание отдыхающего волка главным образом сосредоточено на своём следе.
Идти надо тихо, не делая резких движений, используя для прикрытия кусты и деревья, внимательно изучая из-за надёжного укрытия местность впереди и по сторонам. Перед тем как лечь, волк петляет и ложится нередко в стороне от основного направления движения. Чаще всего волки выбирают для отдыха заветренные возвышенные места, хорошо прогреваемые солнцем. Если в первом полукруге волки не задержались и пошли дальше, нужно обрезать другой полукруг, не теряя времени на распутывание следов.
Очень внимательно нужно следить за направлением ветра и местным движением воздуха. Мой наставник для этого носил в пакетике семена-парашютики осота или одуванчика. Пропустит их сквозь пальцы и смотрит, куда их понесёт потоком воздуха, а потом забирает с полветра, чтобы не спугнуть ненароком чуткого зверя.
Напряжение охоты, постоянное выискивание зверя глазами утомляет, внимание рассеивается, поэтому в самый ответственный момент охотник может упустить свой шанс. А иногда просто не успевает пройти по следу волка за короткий зимний день. Поэтому надо знать, что всегда легче вытропить и обойти волка-одиночку или пару волков, нежели стаю. Для того чтобы избежать грубых ошибок, нужно тщательнее выверять каждый след и определять количество волков, прошедших по тропе. Кроме того, натолкнувшись на следы волков, нужно всякий раз отрабатывать навык определения принадлежности следа.
На охоте с подхода нельзя спешить, нужно быть терпеливым. Очень важно для охотника обнаружить волка, пока он не насторожился. Если зверь находится на большом расстоянии или в неудобном для стрельбы месте, нужно под прикрытием, из-под ветра, попытаться подойти к нему как можно ближе, не выпуская ни на мгновение его из виду. Иногда приходится даже ползти по-пластунски, долго лежать в снегу, пока звери не успокоятся. Если стая отдыхает на днёвке, то, прежде чем к ней подходить, надо рассмотреть в бинокль и определить её местоположение, состояние. При этом нужно двигаться только по прямой, избегая перемещений вверх и в стороны.
В лесостепи охотятся на волка с подхода пешком или на лыжах. В предгорьях Саян и в Горном Алтае некоторые охотники используют обученных не бояться выстрелов лошадей. В Эвенкии подходят к волку на лыжах или подъезжают верхом на олене. При охоте с подъезда на лошади или олене волки менее осторожны, нередко подпускают охотника на 100– 150 метров. Охотника в белом маскхалате волки замечают за километр. Поэтому удача охоты с подхода зависит от наблюдательности человека и его умения первым обнаружить зверя. Для этого нужен восьмикратный бинокль (8х50) с просветлённой оптикой, дающий хорошую видимость при большом поле зрения даже в сумерках. В лесостепи с холмистым рельефом и в предгорьях волки обычно устраивают лёжки на подветренных склонах. Сторожевой, чаще всего это матёрая волчица, обычно располагается выше по склону. Волки спят, свернувшись, как собаки, в вытоптанных в снегу «блюдцах». Над поверхностью видны только уши да часть спины.
Волка, замеченного на лёжке на большом расстоянии, охотник скрадывает, используя рельеф местности и растительность, стараясь приблизиться к нему на расстояние пулевого выстрела – на 150–200 метров. Подходить к волку надо так, чтобы ветер дул в бок, осторожно, мягко, стараясь не ступить на сучок под снегом, не задеть сухую траву. Слух волка гораздо острее зрения и чутья. Нельзя приближаться к зверю на лёжке со стороны морды. Он услышит шорох и насторожится. Если волк завертел головой, определяя, откуда шум, нужно замереть, неотрывно следить за ним и быть готовым к быстрой стрельбе в угон. Снова подходить можно только тогда, когда волк успокоится и опустит голову.
Сытая стая спит крепко. И только матёрая волчица-вожак часто просыпается и прислушивается. По возможности именно её нужно брать на прицел первой. Если волчица будет убита, стая распадётся на группы. Одинокие молодые волки становятся лёгкой добычей охотников.
Охоту на волка с подхода на пересечённой местности в лесостепи организуют следующим образом. Охотник с раннего утра наблюдает в бинокль за местностью. Проверяет по кругу все места, где могут скрываться хищники, до самого горизонта рассматривая каждое подозрительное пятнышко на снегу. Если замечает волка на лёжке, тщательно, не торопясь, изучает местность вокруг него, чтобы найти наиболее удобный подход из-под ветра.
Определившись на местности, надо постараться надёжно спрятаться, пока волк не поднял головы и не заметил опасности. После этого можно выжидать удобного момента для точного выстрела.
Часть 2
Охотник
Анатолий Суворов
|
| |