|
|
|
|
В Эмиратах смогли!
.
Нашу страну иногда сравнивают с Эмиратами. И у нас, и у них богатые недра. И мы, и они носители определённых традиций. Наши лютые морозы не лучше и не хуже их запредельной жары. И наша, и их экономика не могут обойтись без импорта рабочей силы.
Все знают, что толчок в развитии Аравийскому полуострову дала нефть. А пока её не нашли, жившие там арабы получали доход от примитивного природопользования: ловили жемчуг, разводили верблюдов, рыбачили и охотились. Полвека назад такая жизнь даже не требовала внятного государственного устройства. Лишь в 1971 году предводители местных племён организовали союз семи монархий – Объединённые Арабские Эмираты. Правителям и сейчас приятно жить в дружбе. Поэтому, являясь ярким примером «СНГ», ОАЭ не распались, а динамично развиваются. Но пусть развитие региона обсуждают экономисты, а мы обратим свой взгляд на его природу. Надеюсь, что этот небольшой рассказ о непляжных Эмиратах будет вам интересен.
Основной ландшафт здесь – пустынный. И хотя уже посажено сто миллионов деревьев, получающих постоянный капельный полив, аравийская пустыня никогда не станет лесом. Конечно, там, где деревья, всегда кипит жизнь.
Озеленение – только часть государственного подхода к родной природе. Полвека назад охота в этих местах не регулировалась, и крупную дичь выбили. Но постепенно шейхи «прозрели», и сегодня во всех семи государствах активно восстанавливают популяции диких животных.
Каких птиц и зверей хочет увидеть в новом для себя регионе турист или охотник? Конечно, интереснее всего эндемичные виды. И к эндемикам в Эмиратах подходят по-государственному! Пока закрыты данные о центрах по разведению хищников: аравийского леопарда, гепарда, полосатой гиены, каракала и аравийского волка. Просачиваются сведения о работе с нубийским козлом и аравийским таром. Но уже значительно возросла численность эндемичных антилоп.
Одно из ключевых для этих животных мест находится в Абу-Даби и известно постоянным читателям журнала из статьи «Сказочная охота» (№ 03-2018). Telal Resort – комплекс, включающий охотничий заказник и пятизвёздочный отель, – стал местом первых съёмок фильма Сергея Ястржембского «Надежды выстрел».
Приехав сюда на охоту или на фотосафари, вам не обойтись без Ханса Энслина. Первым делом Ханс представил меня «королю песков» – аравийскому белому ориксу (Oryx leucoryx). Природа очень постаралась, создавая этого сталкера. Кажется, что пустыня, где летние температуры достигают +50 °С, – зона, запретная для жизни. Но ориксы приспособились к жаре и дефициту воды. Их белая шерсть отражает солнечные лучи, а выделительная система «научена» сверхэкономному водному обмену. Недавно выяснилось, что эти животные выводят излишки тепла через периферическую капиллярную сеть. И тоже через капилляры – только через те, что окружают сонные артерии, – ориксы способны снижать температуру крови, поступающей к мозгу. Наверняка существуют и другие, пока неизвестные механизмы. Ведь организм антилоп иногда нагревается до 48 °С! А это температура, при которой должны разрушаться белки крови и мышц...
В настоящее время действует Всемирная программа по разведению аравийских ориксов. Начиналась она с группы животных из частного владения, а её результатом стало возрождение вида на всём Ближнем Востоке. Но, оценивая общий успех, нужно помнить об опыте Омана, где ориксы подверглись прессу нелегальной охоты. Браконьеры уменьшили численность уже возродившейся популяции с 500 до 100 особей. Вдобавок правительство страны сократило площадь заповедников в десять раз, что привело к международному скандалу. Возмутившаяся ЮНЕСКО повела себя решительно и удалила заповедные территории Омана, где обитали аравийские ориксы, из Списка объектов всемирного наследия. Такое в истории ЮНЕСКО произошло впервые!
После этих событий стало ясно, что в условиях только «свободных территорий» восстановить вид проблематично. И сегодня во многих местах, где живут антилопы, их можно назвать ограниченно свободными. Но именно такой подход привёл к успеху Всемирной программы, а следствием позитивных перемен в состоянии вида стал пересмотр его статуса. Эндемик Аравии теперь не считается «находящимся под угрозой исчезновения» и никаких препятствий для регистрации его трофеев в SCI нет. Оговорюсь: имеются в виду аравийские ориксы, добытые на Ближнем Востоке. Трофеи интродуцированных антилоп из ЮАР и США давно регистрируются.
Давайте, наконец, присмотримся к этим животным. Их движения благородны и неторопливы, а особенная красота подчёркивается прямыми длинными рогами. В средневековой Европе эти рога продавались как магические дериваты единорогов. Нужно помнить, что во время гона ослеплённые страстью самцы могут направить своё «холодное оружие» и на человека. Используют рога и самки, защищающие потомство.
Достойную свиту королю пустыни составляют и другие антилопы. Это два вида газелей, которых легко отличить по окрасу. Одна из них записана в Record Book SCI под названием Sand gazelle (песчаная газель). Долгое время она считалась подвидом джейрана (Gazella subgutturosa). Однако недавние генетические исследования установили, что песчаная газель имеет собственных предков и должна быть признана отдельным видом. Окрас этих животных песочно-серый, а размером они в три раза меньше ориксов. У самцов рога имеют лирообразную форму, у самок – прямые. В Книгу регистрации SCI занесено... всего 8 трофеев песчаной газели.
Третий вид аравийских антилоп регистрируется в SCI как Arabian Mountain Gazelle (горная газель). Зоологи считают её подвидом обыкновенной газели – Gazella gazella cora. Первый и главный признак, отличающий её от песчаной «сестры», – тёмная окраска и наличие лицевой маски. Обычно эти животные держатся поодиночке или маленькими группами. Естественные места их обитания (предгорья и горные долины) совпадают с распространением древесных акаций. Адаптационные и репродуктивные особенности вида мало изучены, но известно, что самка способна приносить по одному детёнышу дважды в год. В Record Book SCI занесено только... 4 трофея горной газели.
Что интересно! Если на сегодняшний день известно о единичных трофеях местных антилоп, значит, каждый, кто охотится на них, получает очень высокие шансы добыть трофеи-чемпионы. Кстати, в SCI пока не зарегистрировано ни одного трофея, добытого «альтернативным способом», например из лука.
Ввоз оружия в Эмираты запрещён, но с его арендой проблем не возникнет. Вы будете охотиться со связкой Mannlicher .308 + оптика Swarovski. Пристреляли? Тогда вперёд! Езда по барханам сложна, но мой друг Ханс прекрасно владеет мастерством пустынного драйвера. Короли песков, обнаружив вынырнувший из-за бархана пикап, уходят неспешно и с остановками, а газели срываются сразу и бегут очень быстро. Почему так происходит? Видимо, ориксы, весящие до 90 килограммов, могли постоять за себя при встрече с главным хищником пустыни – гепардом, в то время как газели пытались выиграть у него в скорости. Охота проводится с подхода. Причём подходить лучше в добротных сандалиях «на босу ногу», хорошо охватывающих щиколотку: в кроссовки или ботинки попадёт много песка. Стрелять придётся лёжа с дистанции от 100 до 200 метров.
Условия для охоты с луком иные. Лучники люди терпеливые и готовы ждать – у подкормочной площадки или водопоя. Именно в таких точках сооружены укрытия для боухантеров.
В Telal Resort хорошо провести несколько суток и, не торопясь, выбрать лучшие трофейные экземпляры, как это сделал Сергей Ястржембский. А можно, «оторвавшись» от греющихся на пляже домочадцев, приехать на один световой день за единственным трофеем. Так поступил в январе текущего года другой член Московского клуба «Сафари» – Игорь Васильченко. Но лучше всего провести здесь с семьёй хотя бы две ночи: у всех останутся яркие воспоминания от посещения уникального места. Помимо катания на арабских скакунах и верблюдах подростки погоняют по пустыне на квадриках. И, конечно, несколько часов стоит уделить фотографированию.
Собственно охотничья территория площадью около 9 тыс. га, где обитает 400 антилоп, окружена пятиметровым забором. И это сводит к минимуму несколько нежелательных факторов. Перечислю их.
1) Нелегальная охота. Об оманском прецеденте вы знаете.
2) Пищевые конкуренты. На любую, хоть десять раз заповедную территорию придут «корабли пустыни». Верблюды – это «духовная скрепа» арабов. Скрепа, не оставляющая после себя никакой растительности.
3) Хищники. Уже известный вам Игорь Васильченко стал участником погони Ханса за бродячими псами, прорывшими под забором настоящий тоннель. Можно представить, чтобы творилось бы с местными антилопами при отсутствии ограждения.
4) Профилактика. Антилопы на Ближнем Востоке страдают от эпизоотий. Из-за ящура один из израильских подвидов обыкновенной газели сократил численность буквально до десяти животных.
Я пробыл в гостях у Ханса два дня и перед расставанием поинтересовался у него, не заслужила ли местная фауна какой-нибудь специальной охотничьей награды. Не сегодня, а лет через десять – двадцать. Пусть им станет, например, супершлем «Большая аравийская пятёрка», в которую вошли бы орикс, песчаная и горная газели, нубийский козёл и аравийский тар. Судя по реакции собеседника, моё предложение ему понравилось. Но опытный пи-эйч считает, что популяция тара не достигнет той численности, при которой на него можно будет охотиться. А вот нубийский козёл вполне может стать ещё одним охотничьим видом.
Я обязательно продолжу беседы с Хансом Энслином в этом году. Это было непросто, но мне удалось уговорить его принять участие в московской выставке ARMS & Hunting. Уверен, что побеседовать с ним захотят и трофейные охотники, и учёные, занятые восстановлением численности редких видов в нашей стране.
Можно ли перенести на отечественную почву опыт Эмиратов? Можно! Оказывается, арабы уже построили в Казахстане питомник дроф-красоток, ежегодно выпускающий в природу тысячи птиц. Но работают ли подобные методики с большой дрофой? И заслужила ли самая крупная из летающих птиц собственный питомник где-нибудь в Саратовской области? Будет ли работать «метод большой загородки» с нашими склонными к миграциям сайгаками?
Но главный вопрос – сможет ли наша страна включить в систему своих национальных приоритетов восстановление редких животных с последующим присвоением им статуса охотничьих видов? Ведь Россию иногда сравнивают с Эмиратами. А в Эмиратах смогли!
Русский охотничий журнал
Александр Гришин
|
| |