Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

Лесной великан

   Удивительно, но даже там, где цивилизация не оставила места для дикого зверя, лоси все еще встречаются. Они, если есть корм и их не трогают, оказались очень терпимыми ко всем последствиям "завоевания природы". Многие рыбаки могут рассказать не одну историю про этого лесного великана. Расскажу о двух своих встречах, наиболее ярких.

   Несколько лет я подолгу, до октября, жил в тверских лесах недалеко от Вазузского водохранилища. Лосей встречал часто - со мной всегда была какая-нибудь собачка, обычно не особенно интересовавшаяся зверьем, но о близком присутствии сохатых предупреждавшая. Как-то в конце сентября я отправился на ближайшее болото посмотреть много ли клюквы. Среди редких чахлых сосенок там был лесной островок, где я любил передохнуть, иной раз и вздремнуть. И в тот раз удобно расположился на острове, наслаждаясь спокойствием мира и красотой осени. Солнце уже закатывалось, когда я услышал стоны: "у-о-х", "у-о-о-х". Я сразу сообразил, что это лось. Подобные стоны мне уже приходилось слышать, почти всегда вечером, перед закатом. Для лосей сентябрь - разгар свадеб. И быки громко - иной раз и за полкилометра слышно - с такими стонами идут навстречу сопернику, приблизившемуся к их владениям. Удивительно, но собака, в общем-то, философски относившаяся к эти лесным "коровам", сжалась и сдвинулась ко мне поближе. Вероятно, поняла, что звери в особом настроении. Голосистому быку только один раз ответил другой лось. И вот он вышел на край болота, заросшего ивняком. Всего в сотне метров от меня. Бык был явно в расцвете сил: рога с широкой лопатой, отростков пять-шесть на каждом. Через пару минут из чащи кустов вывалился другой. Тоже не мальчик, но все-таки не такой могучий. Быки медленно стали сближаться. Но после короткого, едва заметного, ускорения великана второй отвернул и, сделав несколько шагов, остановился, а через минуту спокойно, как мне показалось, пошагал в сторону леса. Только он скрылся, чуть поодаль я заметил еще одного быка, помоложе, судя по рогам. Когда он появился, не знаю - настолько бесшумно зверь вышел на арену. Но его лось-великан как будто и не заметил. Что означало это подобие турнира? Лосихи-то рядом не было. Или она все-таки скромно стояла где-то поблизости, ожидая конца разборки?
    Второй эпизод. Будучи студентом-биологом, один год я много лазил по обширной низине в центре Кольского полуострова, в районе заброшенной деревни Ивановки - саамской Чалмны-Варрэ ("видимый лес") во времена, когда кроме саамов в Понойской низменности еще никого не было. Страна озер и травяных болот. Как-то несколько ночей провел в лопарской веже - такая полуземлянка, крытая дерном. Рядом озеро с топкими берегами. В один из вечеров в свете необыкновенной красоты заката заметил вдалеке лосиху с огромной серьгой - подгорловым кожным выростом, предназначение которого, кстати, до сих пор не выяснено. В бинокль было хорошо видно, как она вышагивала по болоту, которое я предпочитал обходить, потому что ухнуть в окно сплавины из корневищ можно было на каждом шагу. Дойдя до озера, лосиха стала медленно, по грудь в воде, двигаться вдоль берега, обрывая по пути какие-то растения. Несколько раз на секунды опускала голову в воду, так что даже ушей не было видно. Паслась она так с полчаса, а потом, пофыркивая, поплыла на другой берег - а это сотни две метров. Где выбралась, не видел - темновато уже было.
    Надо сказать, что лось вообще очень любит воду, часами может не вылезать, с видимым удовольствием плавает. А пловец он отменный. Даже большая вода для него не препятствие. На Рыбинском море я сам видел лося, плывущего в километре от берега. И известно несколько случаев, как звери переплывали двадцатикилометровые озера. Но осенью и весной вода для них опасна. На лед звери выходят безбоязненно, и нередко это для них кончается плачевно - проваливаются в полыньи, и выбраться удается лишь единицам. Как пишут знатоки, в некоторых районах с развитой речной сетью доля утонувших животных может составлять более половины от всех погибших естественной смертью, например от истощения или болезней. В воде лоси спасаются от жары. Но чаще от гнуса. Страдают они от него страшно, особенно от оводов. Слепни и мошка могут буквально обескровить животное. В одно лето, например, в Привасюганье от них погибло несколько сотен животных.
    Влечет лосей к воде и возможность полакомиться водными растениями, такими как вахта, рдесты, аир и кувшинки. Они для них не только высококалорийный корм, но и источник жизненно необходимых микроэлементов минеральных солей, прежде всего натрия. В летнее время лоси могут часами пастись в воде, разыскивая нежные листья, корешки и клубни. Как моя лосиха, собирают пищу и под водой. За особо лакомым кормом лоси могут даже нырять - пишут даже, что достают растения с пятиметровой глубины, в чем я, однако, сомневаюсь. Но не сомневаюсь в том, что водная растительность в питании диких лосей занимает особое место. Однако об этом мы еще очень мало знаем, потому что подробно летняя диета лосей изучена пока лишь у свободно пасущихся, но ручных животных и там, где богатых растительностью водоемов не найти.
Рыбак рыбака

Андрей Фильчагов

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2011. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.