|
|
|
|
Дао маленького костра
Как-то раз на природе спросила меня одна дама:
– А ты можешь развести костёр?
– Какой костёр? – задал уточняющий вопрос я.
– Ты что, не русский? Не знаешь, что такое костёр?
– Ты не поняла! Костры – они разные, как таблетки. Один – чтобы приготовить чай, другой – одежду просушить, третий – переночевать... Тебе же не всё равно, какую таблетку пить? Какой именно костёр тебе нужен?
– Ай, не занудствуй! Просто разведи костёр!
К чему я это вспомнил? А к тому, что сегодняшний человек зачастую утратил навыки и знания, которые его сделали человеком. Из которых основные – это, во-первых, умение изготавливать орудия труда и оружие, а также умело пользоваться им, а во-вторых, изменять окружающую среду, то есть делать укрытия от непогоды и пользоваться огнём для обогрева. Сегодня я хочу поговорить об умении пользоваться огнём. А точнее – умении разводить костёр без излишних трат времени и сил.
Без переноски пил и топоров. Об умении делать это так, как описано в романе «Территория» Олега Куваева: «Слив шлих, Бог Огня в мгновение ока находил карандашные прутики топлива, ложился спиной к ветру и откуда-то из живота у него сразу начинал валить дым. Бог Огня откатывался в сторону – и уже было бледное пламя крохотного костра, а у пламени примостились две консервные банки для чая и в них закипала вода. Подходил Салахов. Бог Огня подкидывал новые прутики, молча грел покрасневшие руки, затем мелкими частыми глотками выпивал свою кружку и шёл мыть новую пробу. Или, если не требовалась его помощь, застывал у гаснущего костра, уставившись на угли».
Я затрону всего лишь крохотную часть науки о разведении костров, а именно тему «маленький костерок для быстрого чаепития во время получасового отдыха», примерно так. Во многих источниках я читал, что тундровой народ может вскипятить себе чай, используя мелкие прутики карликовой ивы или берёзки или одну сухую палку, и что им для этого не нужно таскать с собой ни пилу, ни топор.
Это стало для меня особенно актуально после переезда в Норвегию: местность там горная, постоянно приходится идти вверх-вниз, и очень сильно желание облегчить носимый вес. И, памятуя древнюю мудрость «больше умеешь – меньше носишь», я стал тренироваться в разведении костра для чаепития без топора и пилы, так, чтобы, пройдя пару часов, я смог бы остановиться у ручейка на полчасика и за это время развести небольшой костерок, вскипятить на нём воды, заварить и попить чай.
Всё, что я имею с собой для этого, это спички-зажигалка (несколько), кусок берёсты или другой растопки (был случай, когда чертовски сырая берёста не хотела гореть!), нож (настрогать стружку, расщепить палочку), пенка-поджопник и чифирьбак, сделанный из банки от кофе. Весит всё это хозяйство чуть больше, чем ничего. Главное – найти источник воды и вертикально стоящую сушинку (они внутри сухие) с руку толщиной или даже потоньше. Для растопки ломаются руками нижние еловые веточки, они почти всегда сухие (почти, блин... но, к сожалению, не всегда). Если под ногами сыро или снег, то я делаю костёр на помосте. Я не раскапываю снег до земли: зачем эти траты сил и времени? К тому же часто «костёр в яме» не разгорается, так как нет тяги, отсутствует хороший доступ воздуха. Ломаются 4 полешка (сушина зажимается между растущими из одного места деревьями и ломается вбок), ложатся вплотную друг к другу на снег, и на этом помосте разводится костерок. Да, помост прогорит за 15 минут – но чай вскипит через 10!
Самое трудное – это развести костёр не в мороз и снег, а в оттепель после снегопада, так как снег проникает повсюду и тает, делая сырым всё вокруг, да так, что берёста не хочет гореть! В этом случае удалось развести костёр, найдя вертикально торчащие сучья поваленной сушины и сострогав их ножом в стружку: снаружи несколько миллиметров, конечно, были сырыми, но середина оказалась сухая, что позволило задать пламени первоначальный импульс. Времени, конечно, ушло не 5 минут, но чай я попил.
Почему дао? В принципе, дао в переводе с китайского есть «путь». И с течением времени (а может быть, с возрастом?) я стал всё больше идти путём неторопливого созерцания, стал отходить от принципа «прибежал, нажал кнопку, приготовил, поел, побежал дальше». Меньше гаджетов, меньше носимый вес, больше причин примечать: вот хорошее место, вот тут ветерка нет, вот тут нужно взять и в карман положить растопочку, а вот ручеёк – самое время помедитировать, пока костерок горит и вода закипает... Получается этакий дзен-туризм (не моё определение, но очень мне нравится), некая охота-медитация, и дао маленького костра для регулярного рекреационного чаепития как раз ложится в эту канву.
Всегда ли я хожу так? Нет, не всегда – но в большинстве случаев, когда иду на охоту из лагеря. Мой рюкзачок для дневной охоты в этом варианте весит не больше 4 кг (со всеми бутербродами и запасными носками и патронами). Бинокль на шее, двудулка в руках. Однако если дело происходит на Севере, особенно в декабре-январе, когда весь световой день длится часов 5–6, то вместо чифирьбака вполне оправданно взять термос с кипятком. На одну-две чайных паузы кипятка хватит, чтобы и чай заварить, и какой-нибудь корейский «досирак» приготовить. И летом, с апреля по сентябрь, когда запрещено разводить костры, я пользуюсь джетбойлом.
А в последнее время я дополнил свой чифирьбак щепочницей – сушилкой для ложек из «Икеи». Долго смеялся над этой интернет-идеей, но мысль о том, что можно сконцентрировать пламя в одном месте, защитить его от ветра и облегчить условия закипания, склонила меня испытать щепочницу. На первых порах – простую, без турбонаддува. Искал нечто максимально лёгкое, пытался сколхозить своё, надеялся найти пару банок, которые входили бы друг в друга, но не мог подобрать таких. И однажды я взял-таки в руки икеевскую сушилку. И было мне откровение. Вес, размер практически идеальны! И таки да, испытания в сыром лесу подтвердили: в щепочнице развести огонь гораздо проще. Так и хожу теперь – с иглой в яйце, яйцом в утке, и далее по списку, то есть щепочница в рюкзаке, чифирьбак в щепочнице, чай-сахар-спички-«досираки» в чифирьбаке. Компактно, удобно, легко. Цилиндрик 13 см диаметром, со всем сахаром и прочим граммов 350 (чифирьбак + щепочница весят 200 г в сумме). Наверное, и летом вместо газа буду щепочницу пользовать (это не открытый огонь, ага!).
А что же топоры, пилы, «эвенкийские» костры и прочие нодьи? Да я не отказываюсь от них – когда нужно заночевать, или обсушиться, или ещё нужда какая... Но, как известно, «из искры возгорится пламя», а самая большая нодья начинается с того самого маленького костра (просто добавь дрова!). Который ещё нужно суметь разжечь. А посему я регулярно практикую это дао – дао маленького костра. Чего и вам всем желаю!
Русский охотничий журнал
Геннадий Иванов
|
| |