Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

Кабаны в Германии

    Кабан - дикая свинья. Отличается от домашней большим развитием головы и передней части тела, высокими ногами, длинной мордой, острыми стоящими вверх ушами и сильно развитыми клыками. Клыки бывают только у самцов, причем у молодых они направлены вперед. Ими зверь роет землю, ими же он разит, или, как говорят, "сечет" своих врагов. Отсюда название самца "секач".

   Когда зверь достигает возраста 5-7 лет, клыки его постепенно поднимаются кверху, а потом заворачиваются назад, поэтому старых секачей называют "заворотнями". Длина тела кабана достигает 2 метров и более, высота в холке до 1,1 метра, вес 200-250 килограмм и более. Таких форматов кабанов можно встретить, в Псковской области. Там в снежные годы звери сильно тощают, обессиливают и становятся жертвой исконного врага - волка, а также рыси. Выживают сильнейшие. Они и становятся такими большими. Другие условия существования кабана в Германии. Более мягкий климат, без критической глубины снежного покрова зимой, повсеместные посевы различных зерновых, клубневых, а также фруктовых деревьев. Дикая питательная растительность в поле и в лесу, все это обеспечивает хорошую кормовую базу зверя.
   Кроме растительной пищи в рационе кабана есть животный корм черви, насекомые, улитки, мыши, змеи, птицы, их яйца, падаль. Высокое чутье зверя наносит серьезный урон птицам, гнездящимся на земле. В Германии действительно большая численность кабана, настоящий кабанизм. Ее сложно регулировать из-за отсутствия волка и трудностей охоты в густонаселенных районах. В результате кабаны вырождаются по размерам. Они редко достигают веса 150 килограмм, и по высоте к пяти годам 70-80 см. Для немецких охотников это первейший объект охоты. Мясо кабана напоминает одновременно свинину и дичь, широко используется кулинарами Германии. Известна сырокопченая колбаса, консервированная печень и другие деликатесы.
КАБАНЫ В ГОРОДАХ
    Это не преувеличение. В городах много парковых зон и в крепких местах держатся кабаны. Верным признаком присутствия зверя являются "порои" на полях, лугах или в лесу.
    Порои бывают различной глубины в зависимости от состояния грунта, времени года, погоды и вида пищи, которую отыскивал зверь. На грунте, а также на снегу кабан оставляет характерные отпечатки широко расставленных пальцев. В сырых местах зверь роет ямы ("купалища"), где и валяется в грязи. Ведет ночной образ жизни, выходя на кормежку на закате солнца. День проводит на лежке в крепких местах. Общая протяженность суточного хода зверя со всеми изгибами невелика и обычно не превышает 5-6 км. На этой дистанции в Берлине зачастую кабаны попадают на улицы города. Их встречи с неподготовленными людьми порой заканчиваются трагически. Свинья, особенно если она с поросятами, может напасть на человека, повалить на землю, потоптать ногами и искусать.Секачи способны царапнуть клыком, пробегая мимо, что может не заметить сразу и сам пострадавший. Обычно, рана, как от лезвия опасной бритвы, очень страшная. Часто люди провоцируют зверя попыткой угостить его, не понимая опасности. По статистике в Берлине насчитывается около сотни пострадавших за год. Есть и вопиющие случаи. Берлинские газеты сообщили недавно о двух происшествиях. Некий "Васька-заворотень" весом больше сотни килограмм с раннего утра заглянул в мясной магазин в Берлине.
    Разворотил весь товар, нарушил интерьер помещения, привел в бегство работников торговли и не смог самостоятельно найти пути отступления. Вызванная полиция ничего более не смогла предпринять, как начать на него охоту за прилавком. Результат ее был: разделанный зверь, выставленный здесь же на продажу, в знак реабилитации потерь мясного магазина.
    На окраине Берлина стая из трех кабанов проникла в частный дом, учинила в нем большой переполох, расправилась со всем запасом съестного и удовлетворенно залегла на широкую кровать хозяев, зарывшись в одеялах. Там их застали, притаившихся в спокойном дневном отдыхе. Владельцам удалось без обоюдных жертв выдворить непрошеных гостей.
Район Шлаца практически примыкает к центральной части города Потсдама, географически расположенного в 30 км к югу от Берлина. В Шлаце мы живем с любимой собакой Ладой, породным немецким дратхааром. В районе - речка Нута и примыкающий к ней садик по периметру в полкилометра, в основном из дуба и бука.
   Примечательно: здесь возвышается вышка - охотничий лабаз, как раз напротив детского сада. Порои и следы кабана по всему берегу Нуты, в садике и даже во многих дворах каменных многоэтажных жилых домов. Вероятно, зверь дневалит за Нутой. Там, между ней и шоссе, болотистое, частично в камыше пространство в 200 м. Ночью кабан становится хозяином Шлаца. На него жалуются, остерегаются, даже устраивают ночные охоты, но зверь не пропадает. Люди, начинающие день очень рано с прогулки с собакой, зачастую наблюдают отдельных особей и группы кабанов, переплывающих Нуту вплавь, на дневной отдых. И мне часто везет на эти встречи. Одна из них была очень близкая.
    После девяти вечера, осенью по темноте, прогуливал собаку по берегу Нуты. Прогулку прервал ожесточенный лай Лады. Перед нами в 3 метрах стоял почуявший опасность, насторожив уши, и внимательно смотря в нашу сторону, достаточно крупный кабан. Я обмер. Темнота ожесточала обстановку. Медленно отступая задом и таща собаку за поводок, я ушел. Утром с женой посмотрели место встречи. Там были обнаружены свежие следы целой стаи кабанов. Больше по темноте мы не гуляли берегом реки в Шлаце.
ПАРКОВЫЙ ЛЕС
    В 1,5 километрах от Шлаца район Вальдштат. Он граничит с массивом паркового леса, растянутого на десять километров. Многовековые дубы, платаны, смешанные с буком и сос-
ной, редко береза, местами кустарниковый подлесок орешника, ивы, рябины, акации, боярышника, калины, крушины, ежевики, переплетающий хмель и зеленый мох на почве создают сказочную картину лесного ландшафта на холмистой поверхности. Равномерно с интервалом в полтора километра стоят как на посту охотничьи вышки, сработанные из местного дерева. На весь массив одно зарастающее камышом озерцо. Здесь не увидишь привычных для нас лесных ручейков и заболоченных участков.
    Дожди оставляют на многочисленных лесных дорожках временные лужи из-за подзолистой почвы. Напрасно думать, что все здесь на немецкий лад ухожено, хотя за лесом следит егерская и лесная службы. Лес вырубают только выборочно, отдельными деревьями. Все отходы от вырубки остаются на месте и дополняют натуральную картину лесного урочища специально для обитающих здесь диких кабанов, косуль, зайцев и птиц. Картина леса меняется от времени года, как и жизнь их обитателей. Ранней весной темный ковер сброшенного листа с зеленым мхом украшают снизу таинство просматриваемого далеко лесного пространства, освещенного ярким солнечным светом, в котором легко следить за поиском моей легавой собаки.
   Лада делает стойки по кабанам на лежке, чаще всего матерым свиньям. К стойке подхожу осторожно и зачастую наблюдаю за притаившимся зверем. Лада плохо подводит к цели, дрожит, и стронуть зверя удается криком и даже брошенной палкой. Свинья срывается, затем останавливается, явно взглядом ищет "будителей" и исчезает в недрах леса.
    Интересно, что на следующий день после встречи кабаниха возвращается на это место, подготовленное для потомства. Новую стойку приходиться пресекать, чтобы не мешать процессу. Таких встреч за весну несколько. И пока ни разу не наблюдал агрессии зверя.
    Постепенно почки растительности набухают, появляются зеленые листочки, и пространство видимости уменьшается. Мое беспокойство за судьбу собаки в свободном поиске возрастает. Именно в такой период, проходя в достаточно крепком месте между двумя холмами, страшный шум погони застал меня врасплох. Кабан несся по лесу прямо на меня, преследуя Ладу. Первая мысль: я могу потерять ее. Чувство собственного страха и одновременно стойкости придали моему крику ошеломляющую громкость и зверь остановился в трех метрах. Это была свинья, явно с поросятами. Крупные, рассосанные соски свидетельствовали об этом. Общий страшный вид. Взлахмаченная весенней линькой щетина. Угрожающее шипение и красные, маленькие пронизывающие глаза на большой голове. Свинья напоминала чрезмерно огромную хищную крысу. Я продолжал неистово кричать, понимая, что отступать нельзя. Так продолжалось около трех минут. В памяти промелькнул случай в детстве в блокадном Ленинграде. Крупная крыса напала на меня, спасла мать. Наша дуэль глаз прервана, медленным поворотом угрожающего зверя, наверное, в сторону поросят. Гордо, бесстрашно, шагом она удалилась. Собака в этот день не отходила от меня в лесу, а дома, чтобы прийти самому в себя, выпил водки. Неделю Лада осторожничала в лесу, и, казалось, больше не увидеть волнующих меня стоек по затаившемуся кабану. Но однажды ее стремительный галоп прервался длинной прямолинейной потяжкой на ветер, и собака стала. При подходе к ней явно пахнуло знакомым запахом: ясно, нашли кабана. А может быть, опять кабанята? Честно, боялся повторения истории. Лада твердо продолжала стоять. Моя попытка отозвать ее была безуспешной. Однако наша возня привела к смене обстановки. Куча валежника перед нами зашевелилась, из нее показалась дикая свинья, мгновенно рванувшая от нас в чащу. А затем прямо на нас выскочил веером выводок кабанят, штук примерно семь. Команда "даун" положила собаку на месте, и кабанята
скрылись. Я взял ее на поводок и увидел между лап одного задавленного зверька со светлыми продольными полосами на теле. Было жалко жертву этой встречи. И непонятно, почему поведение его мамы так разительно отличалось от ее героической соплеменницы, напугавшей нас? Лес зазеленел, наступило лето. Хвоя пирамидальной ели пьянит горьковато-нежным ароматом; могучая сосна величественно выделяется, сизая вершина ее жадно пьет солнце; рыжие стволы вспыхивают огнем. Божественно расцвел дуб. Его цветы образовали небольшие пучочки, или сережки, из них в дальнейшем сформируется то характерное блюдце, которое облекает снизу дубовый плод, или желудь. Калина, рябина и другие ягодные деревья образовали сплошной разноцветный букет. К аромату леса присоединился запах цветов ландыша. Гулять здесь стало небезопасно из-за многочисленных клещей. Без специальной обработки собаки после очередного похода находим на ней штук пятнадцать. На себе частенько тоже. Требуется обязательная прививка, ограждающая от проблемы при укусе.
    Кабаны на лужах валяются в грязи, защищаясь от клещей. Кабанята подросли, и выводки практически не выдерживают стойки собаки. Осенью на них разрешена охота.
    После ритуальных горнов о начале ее охотников на машинах развозят по вышкам. Устраивают загоны и стреляют только с вышек: кабанов разных возрастов, косуль, зайцев и даже барсуков. В это время прогулки в парке запрещены. Загонщики с собаками добирают подранков. Все трофеи раскладывают перед построением охотников. Объявляют результаты и отличившихся стрелков. Капелла горнистов исполняет стандартные произведения: добыча зайца, дикого кабана, фазана и т.д. И, наконец, окончание охоты. Такая охота обычно заканчивается вечером в ресторане. В октябре погода в Германии по обыкновению круто меняется. Ветер треплет и рвет деревья, все чаще их поливают дожди. Солнце еще в силе и пробивает трепещущим золотистым светом хмурые, низкие тучи. Утром холодно. Всходит солнце. Сегодня распогодилось. Лес наполнился птичьими голосами, дятел выбивает звон из сухого дерева, лес просыпается. Сыро, чисто, свежо, пахнет грибами, разнотравьем. Легкий ветерок помогает работе моей собаки.
    Глубокой осенью кабаны держатся небольшими табунками "гуртами", состоящими из самок с поросятами и подсвинками, к которым в период гона присоединяются секачи. Только старые секачи живут в одиночестве, за что их и называют "одинцами". Обычно гон начинается во второй половине ноября, но сроки могут изменяться в зависимости от условий: при хороших кормовых условиях гон начинается раньше, при плохих - запаздывает. Секач - полигам. В период гона секачи вступают друг с другом в ожесточенные драки, ревут, а самки "гудят". Обычно это происходит ночью. Мои утренние прогулки проходят без сопровождения этих звуков. Многократно собака делала стойки по зарывшимся в хворост на отдых целым гуртам кабанов. Их подъем не требовал особых усилий. С визгом они покидали свои убежища, бежали прочь, агрессии никакой.
    Я уверовал в свою безопасность. Но однажды Лада потянула метров сто и стала перед заваленным деревом. Подойдя к ней, послал вперед. Повторил команду, по ней в завалах дерева услышал тяжелый вздох, похожий на храп, и увидел огромного секача с седой головой и стоячими ушами. Зверь смотрел на меня, хотя его небольшие глазки были скрыты дремучей щетиной. Стало понятно: он и не думал ретироваться, а готов отстаивать свое право на место. Признаюсь, я с трудом подавил желание пуститься наутек, однако без паники, взял собаку на поводок и благополучно ушел в сторону. Прошли три недели, выпал снег, день стал совсем коротким, увеличенная, неправильной округлости, медно-багряная луна повисла над лесом. Сбоку к ней невесть откуда взявшись, прильнуло длинное серое облачко. Стал ложиться иней. Мороз спадал. В сосновом молодняке спокойно на мхе лежали кабаны. Их хребтины припорошило инеем, они были неприметны. Жизнь леса продолжалась, и мои наблюдения тоже.
    Встречи с кабанами в Германии убедили меня в том, что охота на них здесь с легавой собакой, скрадом, представляет огромный интерес, таит прямое единоборство и может иметь значительный успех. Однако сами немцы это не используют. Охотятся загонами, стреляют кабанов с вышки и пропагандируют такую охоту у себя на коммерческом рынке.
Охота-НОЖ

Дмитрий Михалевич

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2011. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.