Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Штуцер ИЖ-18МН - оружие опытного охотника

   Одноствольный штуцер ИЖ-18МН был разработан в отделе главного конструктора Ижевского механического завода при непосредственном участии инженера-конструктора Валерия Загребина и его коллег в 1994 году на базе известного одноствольного ружья ИЖ-18М. Российский охотник получил доступное по цене оружие: с нарезным стволом, простое и надёжное, маневренное и легкое, но однозарядное, предназначенное для использования опытным, активным стрелком.

   Исторически так сложилось, что ни советские, ни российские охотники не имели отечественной модели этого известного класса охотничьего оружия, из-за чего и сама концепция одного выстрела в практике зверовых охот не могла утвердиться или быть широко признанной.
    В нашей стране мы долго занимались промыслом, государственными заготовками мясояичной продукции, добывая наиболее выгодных в материальном плане особей видов крупных животных, не обращая внимания на количество выстрелов и режим стрельбы. При этом чаще всего использовалось не соответствующее этим целям оружие под патрон 7,62x39. Других боеприпасов просто не было. Сколько проведено охот на медведя и крупных копытных с карабином СКС - уму непостижимо! Затем, только к середине 80-х, наш средний охотник "добрался" до оружия под более серьёзный и почти подходящий патрон. И каким счастьем казалось тогда охотиться с карабином "Медведь" или двуствольным штуцером ТОЗ-55 "Зубр" под патрон 9x53R.
    "Плоды" такого положения дел известны. В обнищавших охотугодьях мы продолжаем применять концепцию стрельбы, заключающуюся в максимальном использовании огневой мощи оружия, его многозарядности. К сожалению, и новое поколение охотников, приобретая оружие с нарезным стволом, часто в первую очередь интересуется не кучностью или точностью боя, а вместимостью его магазина...
    Охотника можно понять: делая два-три выстрела в год на охотах - откуда набраться опыта и умения, необходимых для взятия зверя одним точным выстрелом? Вся надежда на их количество...
    Тем не менее, выход из этого положения имеется. Наши правила охоты должны содержать такую норму, как обязательная сдача охотником перед сезоном охоты стрелкового норматива с отметкой об этом в охотбилете. Ввиду острой нехватки тиров и стрельбищ для стрельбы из охотничьего нарезного оружия под патроны центрального боя, можно приобрести малокалиберный карабин под патрон кольцевого воспламенения, или пневматическую винтовку и, поставив приемлемую по цене отечественную оптику, начать тренировки.
    Не способствует развитию концепции одного выстрела и недостаточный уровень технического обеспечения процесса охоты, наблюдаемый в большинстве случаев. Так, например, бинокль-дальномер, являясь совершенно необходимым прибором на индивидуальной зверовой охоте, доступен еще не везде и далеко не каждому российскому охотнику. "Стариков" выручает опыт и интуиция, а многие молодые охотники проходят всем известный путь обучения через собственные ошибки и заблуждения.
    Стрельба вообще, а охотничья в особенности, область деятельности, представляющая цельный слой субкультуры народов и имеющая множество аспектов, в том числе и национальных черт. Она поистине неисчерпаема и поэтому приведу только один пример, надеюсь, характерный для нашего повествования. Иван Сергеевич Тургенев, будучи ещё и неимоверно страстным охотником, писал: "Вообще, охота свойственна русскому человеку: дайте мужику ружьё, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдёт он бродить в одних лаптишках, по болотам, да по лесам, с утра до вечера. И не думайте, чтобы он стрелял одних уток: с этим же ружьём пойдёт он караулить медведя "на овсах", вобьёт в дуло не пулю, а самодельный кое-как сколоченный жеребий - и убьёт медведя, а не убьёт, так даст медведю себя поцарапать, отлежится, полуживой дотащится до дому и, коли выздоровеет, опять пойдёт на того же медведя с тем же ружьём". Вот вам и "концепция" одного выстрела!
    И всё же, в сторону этой концепции имеются явные подвижки и у нас. Примером того является создание ижевскими оружейниками охотничьего оружия с нарезным стволом нового типа - одноствольного штуцера ИЖ-18МН и серийное его производство. Штуцер был разработан в отделе главного конструктора Ижевского механического завода при непосредственном участии инженера-конструктора Валерия Загребина и его коллег в 1994 году на базе известного одноствольного ружья ИЖ-18М. По сравнению с базовой моделью, у штуцера термически упрочнена затворная коробка, его нарезной ствол с 16-ю наружными витыми гранями "а-ля Штайр-Манлихер" посажен в мощную казённую муфту. На ней выполнено место под кронштейн оптического прицела, а на стволе установлен открытый прицел, по устройству также схожий с таковым на известных моделях карабинов "Манлихерх В УСМ оружия уменьшен диаметр передней части бойка, а в щитке коробки - отверстия под него. В середине 90-х штуцер прошёл приёмочные и сертификационные испытания под патроны 7,62x51 (.308 Win.), 7,62x39 и 7,62x54R; в дальнейшем были освоены стволы и под другие патроны, вплоть до таких неожиданных и интересных, как 7,62x63 (.30-06 Spr.), 8x57 IRS и 9,3x74R.
    Сейчас штуцер ИЖ-18МН или, как записано в его "родословной" -заводском паспорте - "ружьё одноствольное", можно встретить во многих оружейных магазинах, чаще всего под патрон 7,62x51 (.308 Win.), реже - 7,62x54R; .223 Rem. В других вариантах он почти не встречается. Статистика отзывов охотников по этому типу оружия у нас не богата, как и сама его история, только что перешагнувшая десятилетний рубеж. И всё же, его появление было событием, означавшим прорыв оружейников "Ижмеха" в ещё одну ветвь классификации оружия - одноствольного штуцера, где уже многие годы находятся как серийные, так и изготавливаемые по заказу модели зарубежных оружейных компаний. В практическом плане российский охотник получил доступное по цене оружие с нарезным стволом, лёгкое и маневренное, простое и надёжное, но однозарядное, предназначенное для использования опытным, активным стрелком, а не новичком, как это на первый взгляд может показаться.
    В личном плане концепция одного выстрела автору данных строк также не нова и не чужда. Охотясь всю жизнь с магазинным оружием -карабинами с продольно-скользящим поворотным затвором отечественного производства (среди них были и такие выдающиеся, как спортивные АВ и АВЛ), я выработал необходимые качества и навыки стрельбы по зверю, по возможности, только один раз.
    Поскольку я давно хотел приобрести это ружьё с одним из трёх выпускаемых заводом вариантов стволов под патрон с гильзой более 60 мм (7x65R, .30-06 Spr., 9,3x74R), то и выбор пал на калибр 7,62x63 или .30-06 Springfield. Это наиболее универсальный боеприпас для многих наших охот, хотя любая универсальность охотничьего патрона всегда несколько условна. Однако, с этим можно мириться, учитывая его достоинства - широкий спектр масс пуль, большое количество их типов и конструкций. Так, компания Sellier&Bellot (Чехия) прелагает 7 вариантов снаряжения этого патрона, финская Sako -11, шведская Norma - 8, Federal Premium - 8 (США), немецкая RWS - 7 и т. д.
    Согласно литературным данным, в хорошем стволе серийный патрон этого калибра "держит" рассеивание пуль в пределах 25-38 мм на дистанции стрельбы 100 м, а дальность прямого выстрела пулей с массой 10,7 г по кругу с диаметром 10 см составляет около 215 м. К тому же, патрон .30-06 Spr. был одним из наиболее предпочитаемых боеприпасов Эрнеста Хемингуэя во время его африканских охот. Результаты наших испытаний патрона 7,62x63 различных производителей при стрельбе из штуцера ИЖ-18МН будут приведены в следующих материалах.
    Теперь несколько подробнее о самом оружии. Штуцер ИЖ-18МН под номером 021808407, выпущенный в декабре 2002 года, подвергнутый контрольном отстрелу и заводской консервации в августе 2003 г. (?), был приобретён мной в августе 2004 г. в одном из магазинов известной оружейной компании "Русское оружие" в Санкт-Петербурге. Первичный осмотр оружия в магазине выявил некоторые технологические изъяны защитного покрытия ствола и затворной коробки и малоприемлемый для кучной стрельбы характер спуска. Отсутствие же самозатягивания шептала при отложенном выстреле ещё более усложнило выбор. Ложа, сделанная из берёзовой древесины, имеет самый простой вид (дизайном его назвать невозможно) и поэтому замечание завода в паспорте, что канал нарезного ствола оружия не имеет защитного хромового покрытия "для обеспечения лучших показателей по кучности боя" - при таком оформлении ружья - вызвало некоторые сомнения. Выявились и некоторые другие "мелочи", как, например, целик с плечиками разной ширины (правое шире левого на целых 0,5 мм-). Неприятно покупать новое ружье с "хромым" прицелом, но всё же это действительно мелочи, по сравнению, допустим, с хорошим стволом. Патронник и стенки канала ствола оказались чистыми, выход нарезов и полей на дульном срезе чётким и ровным, кроме краёв дульной защитной воронки (выточки). Они так и остались необработанными, со следами режущего инструмента, но это может быть даже лучше, чем неправильно выполненная шлифовка, особенно в таком "тонком" месте, как дульный срез. Измерение диаметра ведущей части канала ствола по полям, выполненное при помощи специальных калибров-пробок, показало величину 7,635 мм, без сужений и провалов. Это и повлияло на принятие окончательного решения о приобретении этого экземпляра оружия. По существу, один такой ствол уже может стоить дороже, чем всё ружьё, вместе взятое (в надежде, что он со временем "застреляет" подобающим образом). Мой многолетний опыт обращения с нарезным оружием выработал особое "чувство" хорошего ствола, которое не должно было подвести и на этот раз. Дело ещё и в том, что, как показала практика стрельб с использованием патронов калибра 7,62 мм, оптимальным вариантом согласованности диаметра пули и канала ствола (по полям нарезов) является такой, когда диаметр пули превышает диаметр канала ствола, измеренного по нарезам на 0,21-0,23 мм. В нашем случае диаметр канала ствола в 7,63 мм (с небольшим допуском) должен хорошо подходить для пуль диаметром в 7,85 мм (7,63+0,22 мм), т. е. для пуль патрона 7,62x63. (В дальнейшем, правда, выяснится, что многие типы этих охотничьих патронов разных производителей имеют пули диаметром от 7,80 мм до 7,85 мм).
    Затем, уже дома, как этого требует инструкция образца, последовало знакомство с заводским паспортом оружия, где также нашёлся повод для некоторого разочарования. Грамматические ошибки и опечатки. Параграф 5 "Устройство и принцип работы" сути названных вопросов не раскрывает и даже их не касается, кроме указаний на наличие плавного спуска курка и регулировки целика с мушкой. Не попали в паспорт сведения о системе и собственно механизме запирания ружья. Запирание канала ствола - этот важнейший вопрос безопасности оружия, всё-таки заслуживает того, чтобы быть затронутым вниманием как оружейников, так и охотников. Справедливости ради, необходимо отметить, что многие другие модели охотничьего оружия "Ижмеха" имеют куда более прилично отредактированные паспорта, содержание которых включает весь минимально необходимый объём знаний. Тогда из-за чего такие упущения в паспорте и так "обделенного" красотой ИЖ-18МН?
Калашников

Римантас Нореика

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2011. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.