Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Мои северные рыбалки

    Когда я проживал на севере нашей Родины, в Красноярском крае Туруханского района селе Ворогово, у нас была очень популярна рыбалка на налима как весной на уды, так и сразу после весеннего освобождения речки ото льда. Как сейчас помню, на дворе апрель, до ледохода остается месяц. Мы с другом Сергеем едем на моей "колбасе" (так прозвали мой мотоцикл "Восход"-вездеход на заводской базе, на трех колесах, а еще впереди ставилась лыжа), на наше любимое место "Пашин Шар". В том месте находился стык, подходила протока с Енисея, в нее вливалась наша протока Шар, а далее все это текло мимо многочисленных островов.

   Планы обычные: приехать днем, насверлить с полсотни лунок, наловить ершей, чтобы потом использовать их в качестве живца, поставить уды (обычная роготулька, от которой до дна тянется капроновая веревка или толстая леска, далее простая гайка и тройник или одинарный налимий крючок). Потом уехать и вернуться уже часов в двенадцать ночи, чтобы проверить и половить налима на отвесное блеснение с наживкой (на кусочек ерша). В два бура сверлим три ровные линии лунок, пьем чай из термоса и начинаем ловить ерша. Удим на червей, которых я заготовил еще с осени при копке картошки и сохранил в деревянном ящике в подполе, подкармливая их старой использованной заваркой. За пару часов наловили около 60-ти штук. Пока я долавливал, Сергей начал ставить "поставухи". Закончив с поставкой, остатки ершей решили не везти с собой, а прикопать в бидоне с водой в снегу… Вернувшись ночью в запланированное время, обнаруживаем наш резерв живца разоренным. Сомнений нет, пошустрила лисица, которую не остановило даже то, что горлышко бидона было крепко завязано тряпкой и шнуром. Съела, зараза, все подчистую. Сначала я пал духом, но когда мы подошли к первой уде и увидели, что палка в лунке не просто дрожит, а содрогается, и выудили налимчика килограмма на четыре, настроение, естественно, резко улучшается! Проверив все пятьдесят поставух, снимаем 24 налима. Самый маленький - на 2 кг, а большой - на 9. Вытаскивая третьего, понимаю, что живца-то больше нет, и тут срабатывает рыбацкая смекалка: так как хищник живца заглатывал по самые "не хочу", я решаю делать небольшие надрезы на животе хищника и вытаскивать ершиков прямо из "нехочу"! Когда первый был извлечен из налимьих недр, он оказался живым и невредимым! И с возгласом: "Серега, мы спасены, у нас все не так плохо!", наживляем наши уды по второму разу. Возвращаемся обратно к первой лунке... А она вновь дрожит, и опять там трофей, не уступающий первому экземпляру. И пока, присев, мы перекусываем в течение часа у первой лунки, снимаем еще трех налимов! "Заморив червячка", опять идем по лункам. На этот раз снимаем 12 рыбин. И, как и в первый раз, ершики из налимьих глубин достаются нам почти что живые. Возвращаемся к заколдованной лунке (и я даже не сомневался, что она сработает), и вытаскиваем очередного налима весом (как потом оказалась) 9.3 кило. Я решаю использовать показавшую в прошлом году неплохие результаты снасть. Схема ее такова: груз - в виде колокола (как нынче манят сома), он при ударе о дно "квокает" и привлекает этим рыбу, а выше - поводок с тройником или большой блесной с наживкой.
    Опускаю снасть в счастливую лунку. Пока я стою и махаю удилищем в течение минут сорока, Сергей с поставушек снимает еще с десяток рыбин. Проквокав еще минут двадцать, завязываю с безрезультатным занятием и, опустив плавающего в лунке ершика, иду собирать богатый улов. Отойдя от лунки в сторону мотоцикла, беру из саней пару захваченных картофельных мешков, понимая, что этого для нашего улова явно не хватит. Не проходит и двух минут, как я отошел, как вдруг боковым зрением замечаю, что палка, словно веретено, мотается по лунке. Спурт к снасти - и вновь самодельным багориком выважен налим весом около 3-4 кило. С очередной проверки возвращается Сергей, волоча связку из шести налимов. Ну все, говорю, время четвертый час ночи, пора собираться, придется тебе тут караулить рыбу от лисиц, пока я отвезу первую партию и вернусь на санях, запряженных жеребцом, иначе на нашей "колбаске" придется еще три ходки делать!
    Дома сообщаю маме, какой у нас богатый улов, предположительно порядка 100 кг. Мамуля у меня в то время работала заведующей детсадом. Она, услышав новость, предложила сдать улов в детсад (в столовую брали лишь налимов и щук - рыбу, в которой было по минимуму костей). Я с радостью соглашаюсь отдать свою половину и заявляю, что Сергей, взяв пяток рыбин, остальных тоже отдаст. За пятнадцать минут запрягая своего жеребца, беру ружье в надежде по дороге встретить лису или куропаток, падаю в пышное сено и в путь. Минут за тридцать добираюсь до места и пою продрогшего друга горячим чаем. Сергей за это время стащил в огромную кучу всю рыбу и, вдобавок, выудил еще с десяток рыбин. Сматываем, довольные до ужаса, снасти и грузим немного подмерзших налимов, которые теперь напоминают бревнышки. Картина впечатляет!!! Для седока остается единственное место, и мне приходится ступить на задние полозья, благо, что не в первой. Вернувшись в деревню и выгрузив рыбу в сени, делюсь с напарником о плане сбыта улова, на что он без раздумий дает добро. Проспал я почти до обеда. Разодрав глаза, спросонья интересуюсь у мамы, как она намерена поступить с налимьей печенкой, которую я очень обожал. Ответ меня просто потряс: этот деликатес обычно отправляется в отходы. Испросив разрешение на изъятие этого органа, вызываю Сергея, и вдвоем быстро изымаем у налимчиков ценное лакомство. Вечером вернувшаяся с работы мама, увидев, что товарный вид рыбы был напрочь испорчен, твердо заявила, что в таком виде продукт не примет! Поразмыслив, предлагаю зашить животы у налимов при помощи большой иголки и капроновой нити. Мама соглашается. Не знаю, как у меня хватило терпения в течение трех часов корпеть над каждым рыбьим брюхом, но во время этой хирургической операции я еще не уставал шутить, предлагая маме для веса в живот каждому налиму засунуть по кирпичу (это чтобы вес на приемке увеличился). На следующий день, загрузив с другом в сани весь улов, под восторженные взгляды односельчан мы повезли в садик сдавать рыбу. А через месяц я получил неплохое по тем временам денежное пособие, и, поделив его пополам с напарником, гордо вручил всю наличность родителям! А ведь тогда был я всего в восьмом классе!
    На этот раз я опишу тоже место, но на этот раз рыбалка буде проходить в весеннее половодье, сразу за прошедшим ледоходом. Так вот на большой первой протоке "Пашин Шар" которая текла от поселка, и в том месте где в нее впадала первая широкая курья, несшая бурные воды с самого Енисея, в последствии летом полностью пересыхающая, на большом мысу по ходу течения, мы с другом часто весной ловили налимов!!!
    Выехав по раньше на рыбалку, мы прихватили с собой одно ружье на двоих в надежде встретить на лужах сидящих уже парами селезней. На мотоцикле "Урал" по полям устремились в наш любимый уголок, где из года в год мы постоянно рыбачили, и где у нас был разбит небольшой табор. Доехав на место, по дороге напарник подстрелил всего пару селезней кряквы и два селезня шилохвости.
    Заехали на наш табор и обрадовались, что на нашем месте никого больше нет. Особенность того мыса была в том, что закинуть с него в реку,можно было максимум две закидушки в струю течения, больше просто бы перепуталось и все. Пока я разбирал снасти, щипал и обрабатывал дичь, чтобы приготовить шулюм, Сергей уже побежал с удочкой в небольшой заливчик ловить очень нужных нам для рыбалки на червя ершей.
    Хочу уделить большое внимание этой так остро нужной нам в течении всего зимнего сезона наживке!!!! Магазинов, где можно было купить мотыля, у нас в поселке не было. Поэтому при копке осенью картошки, мы всей семьей собирали в консервную банку червяков, потом я сколачивал деревянный ящик, засыпал туда плодородную землю и ставил в подпол. В течении зимнего сезона я раз в две недели сыпал туда из заварного чайника использованную заварку чая. Вот это и была наша незаменимая наживка на весь сезон. Рыба на севере не такая разбалованная как в наших подмосковных местах. У кого не было червяков, не огорчались, рыбаку надо было всего на всего на блесну поймать первого окуня, далее он крючком блесны удалял рыбе глаз и цеплял его на крючок!!! С такой наживкой он успевать выдернуть из лунки до десятка горбачей, после чего процесс повторялся!! Ой что-то я ушел от основной темы, так бывает начинаешь одно описывать, а в голову лезут истории на несколько статей, но сесть и написать что-нибудь бывает некогда.
    Когда уже был зажжен костер и ведро с утками порезанными на куски было подвешено над ним, я понял что у напарника дело с ершами пока не складывается. Решил не тратить попросту время, закинул обе закидушки с наживкой в виде толстых червей в реку. Хочу немного описать конструкцию наших закидушек. Не знаю почему, но я практически: что зимой, что весной, что осенью леску для них практически не использовал, а использовал тонкий капроновый шнур, из которого мы с отцом зимой вязали плавные сети на осетров. Самое главное, что разрывная нагрузка его превышает любую толстую леску. Груза мы лили из переплавленного с аккумуляторов свинца, для этого использовали обычную столовую ложку, такой груз стоял на течении мертво, в том месте куда его забрасывали. Крючки на закидушки использовали налимьи-одинарные, по два крючка на закидушки, поводки длинной 10-15 см.
    Вместо отвеса использовал коротыш из ветки 5-10см с расщелиной на конце, привязанный тоже небольшим поводком к колу с закидушкой, чтобы при подсекании не искать его или не делать другой в замен.
    При помешивании поварешкой нашего блюда, а мельком бросил взгляд на снасти, и как оказалось вовремя, отвес одной из снастей провис и висел параллельно колу. Из практики прошлых рыбалок, я уже знал эту особенность поклевок налима. Поэтому, зная что за этим последует мощная потяжка, рванул к закидушке, и как оказалось вовремя. Поравнявшись в тот момент с колом, когда шнур начал резко вытягиваться, я произвел подсечку, и сразу почувствовал на конце приятную тяжесть. Крикнул напарнику чтоб бежал на помощь и был готов в низу ( площадка на которой мы находились была 2-3 метра выше уровня воды) встретить рыбину с багориком в руках. Чем ближе я подтаскивал ее тем больше она сопротивлялась, вскоре в мутной воде появилась толстая и длинная спина налима, подтащив его к берегу, я замер дав напарнику благополучно забагрить наш трофей. Налимчик потянул примерно на 9-10 кг, и был тут же посажен на кукан с более толстой веревкой. Еще не до конца смотав на коврик из брезента шнур для очередного заброса, я увидел как на второй снасти, последовала поклевка, в точь в точь похожая на первую. Колья обоих закидушек находились почти рядом, и мне только надо было протянуть руку, и подсечь рыбу, проделав это, я подумал что случился зацеп, крикнув напарнику чтобы он не уходил от воды на всякий случай!!!! Я решил тянуть с силой не боясь что порву снасть, и тут мой зацеп начал поддаваться к берегу сопровождаясь тупыми толчками!!!! Я подумал, что на один крючок сел налим, а второй зацепился за топляк под водой. Но чем ближе я подтаскивал снасть берегу, тем толчки становились сильнее, и капрон приятно впивался в руки. Каково же было наше удивление, когда из водяной Енисейской пучины показались две рыбьих спины, она больше другой. Кричу напарнику, чтобы приготовил нож и как только он забагрит самого большого, сразу отрезает поводок, иначе может сойти второй экземпляр не намного уступающий первому. Как только он посадил первого на кукан (вес которого при взвешивании на весах дома составил 19 кг), принялся багрить второго (вес его составил 16.5кг). Посадив на кукан и этого, мы решили перед тем как закинуть заново снасти, поесть наш шулюм который к этому времени уже был готов, потому как поняли, что рыбалка нам сегодня предстоит захватывающая!!!! Еще мы поняли, что нам не надо тратить время для ловли ершей, налимы прекрасно клюют и на червяков!!!!
    В тот день фортуна была на нашей стороне, конечно результат весенней рыбалки по льду (примерно 100кг), мы не преодолели, но килограммов 50-60 мы с напарником поймали. Самое приятное было вытаскивать из воды с четырех куканов наши трофеи и таскать их в мотоцикл.
    Если кому понравилась рыбацкая история из моего детства, я буду только рад!!!
.

Виктор Залогин, старший охотовед МВОО ЦО МО РФ.

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2012. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.