Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

История охоты на уток и гусей

 Ведь были времена, когда охота на водоплавающую жизнь у высших сословий считалась неблагородной, ее рассматривали исключительно уделом низших слоев общества.

   Аристократы ей открыто пренебрегали, а слово "утятник" звучало чуть ли не оскорбительно среди охотничьей аристократии. Так было у нас на Руси, так было и в других странах. Происходило это из-за того, что охота на водоплавающую дичь длительное время считалась исключительно профессиональным занятием. Ей кормились, а добыча шла на продажу. Профессор М. Мензбир писал по этому поводу в начале прошлого века: "Большая часть настоящих охотников начинает обыкновенно также с утки и, хотя потом переходит на другую, более завидную дичь, но вероятно не без удовольствия вспоминает некоторые часы, проведенные на утиной охоте. Правда, у охотников слово "утятник" может считаться бранным словом, но происходит это не потому, что всякая охота на уток почитается пустою и не стоящею внимания, а потому, что утки составляют один из очень важных предметов охотничьего промысла и термин "утятник" употребляется наравне с термином "промышленник".
    Потеря подранка или битой птицы на охоте (промысле) считалась непозволительной роскошью. Это в первую очередь предопределило появление целых групп охотничьих собак, специализирующихся на использовании на водяной охоте и апортировании: ретриверов и водяных спаниелей. Промах наносил ущерб промышленнику, а обилие добычи, наоборот, сулило материальный достаток. Вот поэтому в те далекие времена появились не только специализированные на водяной охоте собаки, но и специальное, как сегодня говорят, функциональное оружие.
    Сейчас у нас на уток и гусей охотятся чаще всего со стандартным оружием, не зная того, что когда-то для такой охоты делались специальные ружья. На Западе понятие утиных и гусиных ружей не умерло и не отошло в небытие. И в России в недавнем прошлом бытовало понятие утиных ружей, которые охотники называли уточницами или гусятницами.
    Здесь следует еще раз напомнить, что до появления огнестрельного оружия охота на уток проводилась исключительно для пропитания. Занимались такими заготовками крупномасштабно. Дичи было много, и задача ставилась конкретная - заполучить как можно больше птицы (уток и гусей) при меньших усилиях и затратах. Добытая птица шла исключительно для стола или продажи. Водоплавающих птиц ловили, загоняя в огромные сетевые ловушки, в период линьки, когда птица почти полностью теряла способность к полету. Огромные стада уток загонщики загоняли в узкие места, протоки или специально вырытые каналы, где стояли сети.
    Естественно, что такая охота или промысел были уделом простолюдинов. Знать к ней относилась с презрением, так как охоту вообще рассматривала исключительно как развлечение или спорт.
    На первых порах появление огнестрельного оружия в охоте ничего не изменило, так как диковинное оружие было дорого и неудобно. Проще было продолжать ловить массы уток сетями и сетевыми ловушками. Подход к использованию огнестрельного оружия резко изменился с изобретением дроби. Вот что по этому поводу писал известнейший наш историк и знаток оружия В. Маркевич в своей уникальной книге "Ручное огнестрельное оружие", увидевшей свет в 1937году. "Уже с первой половины XVI столетия итальянские литейщики заметили свойство расплавленных металлов вообще, а свинца в особенности, при падении с высоты принимать форму шариков. Этим и воспользовались для выделки дроби. Из Италии это открытие попало в Германию, затем во Францию. Многие охотники стали пользоваться дробью для стрельбы из ружей вместо пули, потому что дробь как бы исправляет несовершенство охотника в стрельбе пулей, значительно облегчая попадание при стрельбе по подвижной цели".
    Именно появление дроби дало толчок развитию спортивной охотничьей стрельбы по птице влет. Однако изменило оно и промысел водоплавающей птицы. При обилии птицы и стрельбе из крупнокалиберного ружья можно было одним выстрелом дробью добыть примерно то же количество дичи, что и ловушкой, но при меньшей затрате усилий. Вот это было очень заманчивым. Чем больше был калибр ружья, тем больший дробовой заряд оно вмещало, тем большее количество уток можно было взять зараз. Тот же В. Маркевич пишет, что в XVIII столетии уже произошло деление на основные типы дробовых ружей. В том числе им упоминаются "крупнокалиберные дробовики уточницы и гусятницы; калибры от 19 до 26 мм, вес 4-6,5 кг и больше".
    Сколько же уток можно было убить из такой вот чудовищных размеров утятницы прошлого? Американский знаток оружия Гарри Уэльш в статье "Запрещенные уточницы" (журнал "Жизнь за порогом", январь, 1980) пишет, что удачливый охотник одним выстрелом убивал до 100 уток. Норма же в 30 штук была обыденной. Естественно, что стреляли только по сидящим стаям уток и гусей. Больше одного выстрела произвести не удавалось. Чаще всего с такими ружьями охотились на больших реках, в морских заливах. Практиковалась стрельба в сумерки и ночью при освещении керосиновой лампой. После каждого выстрела ружье тщательно чистили. Процесс заряжания также превращался в ритуал. Такие ружья хранились поколениями и передавались по наследству. Размеров они порой достигали чудовищных. Стрелять из них могли только с лодки, предварительно укрепив. Отдача была очень сильной. Чтобы ее уменьшить, охотники шли на ухищрения. Ружья неподвижно закрепляли на бортах лодок, уменьшали калибр ружей, но одновременно устанавливали их целую батарею с одним спуском, даже придумывали примитивную систему отката ствола. Но ружья были более чем несовершенны. Случалось, что разрывало ствол, рвались казенники - опрокидывало лодки, страдали охотники. Пока дичи было много, промышленников это не останавливало. Однако шло время, с ним совершенствовались ружья. Повышались их надежность, маневренность, эффективность стрельбы.
    Большое значение имело появление у охотников казнозарядных ружей. Это была революция в оружейном деле, которая давала особенные преимущества охотникам. С появлением охотничьих переламывающихся двустволок старинные уточницы (капсюльные, заряжаемые с дула) все же продолжали существовать. Подкупала их эффективность выстрела по стае. Такие ружья встречались вплоть до конца XIX века.
    Оружейники, изготовляя новый тип двустволок, конечно же, учитывали и потребности любителей водяной охоты. Так, многие известные производители оружия с середины XIX века делали двустволки и одностволки большого калибра специально для охоты на уток и гусей. Уточницы изготовляли практически все английские оружейники: Ланкастер, Пёрде, Скотт, Вестли Ричардс и др. Выпускали уточницы в Сент-Этьене (Франция), делали их "Лепаж", "Роже и сын", "Франкотт" (Бельгия). Уточницы производили и в России, как частные заводы, так и государственные (Тульский оружейный завод, фабрики А. Евдокимова, а также И. Петрова в г. Ижевске).
    В то время уточница представляла собой одноствольное или двуствольное курковое ружье большого калибра (10-й, 8-й, 4-й и даже 2-й) с усиленной колодкой и патронниками. Все узлы ружья делались из расчета прочности ружья крупного калибра. По этой причине масса уточницы была значительной и порой доходила до 8-10 кг. Запирание стволов было различным, однако чаще всего на уточницах можно было видеть рычаг Ланкастера. Такое запирание стволов считалось очень надежным. Именно по этой причине он ставился на уточницы, "в которых необходима очень прочная колодка и сильное притягивание к ней стволов" (Маркевич).
    Постепенно производители оружия стали отказываться от таких калибров, как 8-й, 4-й, 2-й, отдавая предпочтение уточницам 10-го калибра. Это объяснялось несколькими причинами: очень большая масса затрудняла транспортировку и ограничивала стрельбу влет; дороговизна боеприпасов при уменьшении численности дичи (все реже стреляли по сидящим стаям уток). Но главной причиной было повсеместное сокращение водоплавающей дичи. К тому же законодательство многих стран запрещало использование не только уничижительных для дичи способов охоты (стрельба по стаям в сумерках, использование на такой охоте искусственного света и прочее), но и чересчур крупных калибров для дробового оружия.
    Начало ХХ века в США характеризовалось активной кампанией по сохранению дикой природы. Все это происходило по инициативе тогдашнего президента и величайшего охотника Теодора Рузвельта. В 1913 году был принят закон под названием "Викс-Маклин Экт", который был направлен на защиту перелетных охотничьих и водоплавающих птиц. Хотя в целом закон и был правильным, но, по мнению некоторых американцев, имел явные перегибы и дискриминационные меры в отношении охотников. Так, один из пунктов запрещал использовать на охоте оружие больше 10-го калибра. Обычной практикой в США на охоте на водоплавающую дичь было применение ружей 8-го калибра. Такие ружья пользовались особой популярностью у профессиональных охотников. Ружья этого калибра редко делались на месте, а больше завозились из Англии. Так, главными поставщиками 8-го калибра в 1880-х годах были английские оружейники Гриннер и Скотт. Особенно роптали на запрет 8-го калибра охотники на гусей, так как они кормились этой охотой. Стрельба велась по стаям, часто в вечернее и ночное время.
    Громче всех возражал капитан Чарльз Аскинс, один из редакторов охотничьего журнала "Жизнь за порогом". Он писал, что только 8-й калибр может удовлетворить гусятника, когда патрон содержит не менее 2 унций дроби (1 унция = 28,3 г.). Он говорил, что если нельзя изменить закон, то он предпочел бы на охоте использовать ружье 10-го калибра, рассверленное под 9-й, с длиной ствола 34 дюйма и патронником под гильзу (75 мм) 3 1/4 дюйма, способную вместить 2 унции дроби номер 2 и весом не более ружья 12-го калибра. Ч. Аскинс был влиятельным человеком, имел связи и считался авторитетом в сфере охотничьего оружия. Он развил активную деятельность по отмене закона, однако потерпел неудачу. И все же неутомимый капитан получил желаемое ружье. Им стало ружье 10-го калибра под патрон "магнум" (с гильзой длиной 75 мм). Произошло это следующим образом. Аскинс имел двух близких друзей, которые занимались ружейным бизнесом. Один из них, Лоу Смит, возглавлял коммерческий отдел оружейной компании "Итака". Другой, П. Олин, был директором компании по производству патронов - "Вестерн Катридж" ("Western Cartridge"). Три друга решили создать оружие, способное обойти закон. Л. Смит прямо заявил, что если только Олин сделает такой патрон, то он наладит производство ружей под него. В 1932 году Аскинс получил в подарок двуствольное ружье фирмы "Итака" 10-го калибра под патрон "магнум" за номером 500, 000. С 1932 года по апрель 1942 года "Итака" произвела более 887 штук этих ружей 10-го калибра под патрон "магнум". Утверждали, что на расстоянии 55-60 ярдов выстрел из такого ружья не делает подранков (1 ярд= 914,4 мм), и гуси валятся как камни. Так родился первый официально зарегистрированный "магнум".
    При выборе ружья для утиной охоты помните, если вы охотник и не ставите себе задачу уничтожить все вокруг, то "магнум" вам вряд ли нужен. Следует просто уметь стрелять, знать повадки и поведение дичи, и всегда будете с трофеями. Не забывайте, что охота - это прежде всего ваше умение выследить, обмануть инстинкт осторожности, метко стрелять. Увлечение сверхмощным и дальнобойным оружием - удел больше стрелков, чем охотников. Последним не нужно "усовершенствованное" оружие. Стреляет не ружье, а охотник. Просто следует руководствоваться простым известным правилом - стрелять в меру. Так, для гусятников правило известное - убойная дистанция определяется просто. Хорошо видны лапки летящих гусей - можно стрелять.
    Итак, из утиных и гусиных калибров прошлых лет до настоящего времени дожил лишь 10-й. Это оружие было достаточно мощным для стрельбы дробью и картечью на гусиных и утиных перелетах на предельных дистанциях. Такое ружье делали и у нас в 50-х годах XX века. Серийного производства не было, но ЦКИБ СОО в Туле изготовляло отдельные экземпляры 10-го калибра: модели МЦ 9, МЦ 6 и МЦ 10.
    За рубежом 10-й калибр не исчез бесследно, как в России. Эти ружья и сейчас считаются гусятницами и уточницами. Их производят в США ("Ремингтон", "Итака", "Моссберг", "Винчестер" и другие), в Бельгии ("ФН" "Браунинг"). Из-за экологических требований, предъявляемых для этого оружия, стволы производят исключительно под стальную дробь. Но сейчас это уже не двустволки, а чаще всего полуавтоматы и помповые ружья под патроны типа "магнум".
    Без сомнения, полуавтомат в первую очередь ружье для охотника на водоплавающую дичь, где часто появляется нужда во втором и третьем выстреле. Лучшего оружия для этой охоты не придумаешь. Слабое место полуавтомата - невозможность быстро перезарядить оружие иными патронами. А такая необходимость на охоте возникает довольно часто. К примеру, охотитесь вы весной на селезней с подсадной уткой, а тут вдруг налетели гуси. Как ни спешите перезарядиться, быстро не сможете. Требователен полуавтомат и к качеству патронов. Если разбухшую гильзу затвор не выбросит из ствола или произошла осечка, обязательно дойдет дело до разбора оружия. Каким бы безупречным ни был полуавтомат, он требует повышенного внимания и ухода. Приобретая полуавтомат, лучше свое внимание останавливать на системах с газоотводным механизмом. Это оружие проще разбирается и собирается. Но главное его преимущество - всеядность к патронам (слабым и усиленным). Газоотводный механизм к тому же заметно гасит отдачу. Емкость магазина любого полуавтомата роли не играет. Она создает обманчивую уверенность, что промах можно поправить очередным выстрелом. Если вы посредственный стрелок или стреляете не в меру, то очень быстро убедитесь, что ваш полуавтомат превратится в "дробоед". В этом случае редко помогает и насадка на подствольный магазин, увеличивающая в нем количество патронов. Кстати, такие насадки любимы только в нашей стране. За рубежом, напротив, чаще используют заглушки в магазин, ограничивающие количество патронов в нем до трех (три патрона + один в ствол = два дуплета). Это даже узаконено правилами охоты. К тому же помните, что любые дополнительные насадки на магазин или ствол полуавтомата серьезно скажутся на его балансе, что в свою очередь приведет к промахам. Да и масса ружья серьезно увеличится.
    Думаю, что уместнее напомнить о главной заповеди охотника на уток - не стрелять зря.
    Счастливой охоты!


Лев Филиппов

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2013. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.