Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Что нужно знать охотнику о лисице?

Кто не знает лисицу - героиню многих сказок и мультфильмов! В охотничьем хозяйстве любительского направления значение этого хищника крайне противоречиво. Вот мнение рядового охотника. Александр Очеретний в своей статье "О проблемах нежелательных" журнал "Охота на Белой Руси",. приводит: "Но в число нежелательных видов лисицу занесли вовсе не из-за бешенства.

    Считается, что она вредит охотничьему хозяйству. Однако истины ради стоит сказать, что автору этих строк так и не удалось отыскать хотя бы одного более-менее внятного документа с цифрами и доказательствами, подтверждающими это. Да, конечно же, лисица не прочь разорить птичье гнездо или придавить зайчонка, если она на него наткнется, однако тех самых зайчат и гнезд куда больше погибает во время сельхозработ. Основной же объект охоты лисицы - мышевидные грызуны. Поедая их, она, бесспорно, приносит заметную пользу. Поэтому, чего больше - вреда или пользы от рыжей, еще неизвестно". Вот противоположное мнение основоположника охотоведения П.Б. Юргенсона (1968): "Долголетний опыт интенсивного дичеразведения в охотничьих хозяйствах зарубежных стран (Чехословакия, Англия, США) показал, что без самого активного, круглогодичного истребления всех хищников, и прежде всего лисиц, успех его невозможен. Такое истребление считается самым основным мероприятием, с которого надо начинать любую попытку увеличить численность дичи. Этому противопоставляют у нас часто ценность лисицы как пушного зверя и ее значение в истреблении грызунов, вредных в сельском хозяйстве. О последнем надо сказать, что теперь достаточно ясно, что хищники, в том числе и лисица, не могут предотвратить массового размножения мышевидных грызунов или пресечь его. Основное значение имеет деятельность самого человека - уровень агротехники и соблюдение агротехнических правил. Что же касается истребления мышевидных грызунов, то при мощных и действенных химических методах в деятельности лисицы нет особой надобности". Для хозяйств, серьезно озабоченных проблемой воспроизводства и занятых активно дичеразведением, лисица является врагом, с которым непрерывно надо бороться всеми доступными методами и средствами.
    В странах Западной Европы и США в этом давно и твердо убедились на опыте многих десятилетий интенсивного дичеразведения. Там лисицу уничтожают круглый год. В Республике Беларусь этот хищник также признан нежелательным видом. Охота на нее разрешена круглогодично по бесплатным путевкам хозяйств, выданным на добычу нежелательных видов. Вот только как получить эту заветную путевку? Например, в 2009 г. я пытался получить эту бумажку в трех субъектах хозяйствования, но всюду получил вежливый отказ. К этому следует добавить, что путевка выдается на сезон охоты, а их в Беларуси три. Ниже, на основании литературных данных, приводятся некоторые сведения о хищнической деятельности лисицы. Лисица как хищник приносит вред охотничьему хозяйству, так как не упустит случая поймать тетерку, куропатку, зайца и даже косуленка, олененка и лосенка. Разоряет она и гнезда птиц, хатки и норы ондатры. Ю.А. Герасимов (1977) отметил: "При недостатке кормов (особенно мышевидных грызунов) лисица нападает на маленьких косулят и оленят. Способна она справиться и с новорожденным лосенком. Порой лисица начинает систематически душить домашнюю птицу".
    По сообщению доктора биологических наук Я.С. Русанова (1968), в Беловежской пуще лисица уничтожала 25% оленят, на истребление оленят лисицей указывали и прямые наблюдения Ф. Дарлинга (1956). Лисица оказывает значительное влияние и на численность европейской косули. Например, в Норвегии зарегистрирована гибель от этого хищника 48% сеголетков косули, которые были помечены радиопередатчиками. В некоторых районах Швеции и Дании их смертность от лисицы колеблется в пределах 34-75% (А.А. Данилкин, 2006). По данным И.В. Жаркова и др. (1932), тщательные исследования содержимого 508 желудков лисиц, добытых летом и зимой в Татарской АССР, показали, что в летний период 12,6% содержали остатки от зайцев, 11,2% - остатки от различных птиц, в том числе и дичи.
    В зимний период, по этим же данным, на основании 92 исследованных желудков, остатки от зайцев были обнаружены уже в 37,5% желудков и 11,0% - остатки от птиц. Встречаемость зайцев в питании лисиц дает очень большую географическую изменчивость, но, не смотря на это, среднеареальная встречаемость их все же не падает ниже 9,9% для бесснежного периода и 14,7% для снежного (П.Б. Юргенсон,1968). Лисица успешный охотник. В.Ф. Гаврин, А.П. Крапивный (1965), изучающие питание и численность лисицы в Беловежской пуще, приводят сведения, что из 70 наблюдений, лисица охотилась на зайца-русака (18 наблюдений); несла в зубах зайцев (11 наблюдений). Эти данные свидетельствуют о том, что успешность охоты у лисицы на зайца-русака превышает 60%, т.е. более половины попыток. Эти же наблюдения показывают, что лисица ловила зайцев не случайно, наткнувшись на них, как об этом написал охотник А. Очеретний. Роль лисицы в истреблении зайца-беляка нельзя рассматривать относительно вида в целом в отрыве от географического ландшафта, от года и сезона. Крайние колебания встречаемости беляка в питании лисицы весьма значительны - от 0,5% до 75,1%, с кратностью в 150 раз (П.Б. Юргенсон,1968).
    Встречаемость беляка в питании лисицы связана не только с обилием этого вида, но и с условиями добывания его для лисицы. Кроме того, поедание ею беляка связано также с состоянием обилия других основных кормов и, в первую очередь, мышевидных грызунов. Не случайно роль беляка в питании лисы возрастает в многоснежный период, в период образования наста и сильного промерзания почвы, когда мышкование бывает затруднено. Оценивая роль лисицы в уровне плотности зайцабеляка, надо обязательно учитывать и соотношение их численностей, о чем подробнее будет сказано ниже. Уникальный факт хищничества лисицы наблюдал охотник Дятловского района Гродненской области 15 мая 2006 года Александр Курач. Об этом сообщил Александр Пискунов в статье "Уничтожает подчистую" опубликованной в журнале "Охота и рыбалка", № 8/2006 г. Привожу выдержку этой статьи: "После меткого выстрела зверь остался лежать на месте, а охотник увидел страшный "букет", который лисовин так и не выпустил из пасти. Задавив и гроздью собрав пятерых зайчат, он всех их__ умудрился сразу забрать с собой. И все это на глазах зайчихи, которой только и оставалось преследовать хищника: спасти детенышей она не могла. Думаю, даже натуралисты с удивлением воспримут этот факт, подтвержденный фотографиями".
    В данном случае речь идет о зайце-русаке. Еще один пример, ученые Германии в горах Высокий Рен (Гессен) исследовали влияние хищников на размножение тетерева. Оказалось, что из 50 гнезд 28% разорены врановыми птицами, по 18% - кабанами и лисицами, 10% - куницами, 2% - неопределенными хищниками, возможно енотами, 24% - остались нетронутыми (А.В. Пискунов, 2007). Птицы в питании лисицы имеют очень существенное значение, при этом встречаемость тетеревиных птиц в бесснежный период равна 8,5%, а в снежный период - 7,0% (П.Б. Юргенсон,1968). Исследователи, например, В.А. Дацкевич, А.А. Боровик (1974), изучающие размещение и изменение численности глухаря в Беловежской пуще, отметили, что "На численность глухаря отрицательно влияют хищники. Вред, причиняемый пернатыми и четвероногими, несколько различен. Взрослых глухарей хищные млекопитающие добывают случайно. Хищные птицы (ястреб-тетеревятник, канюк, малый подорлик) охотятся за птенцами в июне - июле. Взрослые глухари им попадают редко. Все это подтверждается целым рядом работ, проводимых в пуще. Ощутимый вред все хищники наносят в период насиживания, уничтожая кладки яиц. Подтверждением этому служат данные опытов с искусственными гнездами, проведенные весной 1971 г. В результате этих исследований установлено, что кладки уничтожают енотовидные собаки, куницы, ласки, кабаны, лисицы, вороны, сойки".
    П.Б. Юргенсона (1968) привел сведения, что весной 1966 года в Завидовском заповедно-охотничьем хозяйстве "в период весенних токов охотовед Корольков лично отбил у лисицы убитого ею самца глухаря. В этом же участке он нашел остатки нескольких глухарей и тетеревов у норы лисицы. Как минимум от лисиц в эту весну погибло 3 глухаря. Это 3,4% от всего поголовья и 6,8% от числа непосредственных объектов ценной и редкой охоты, притом в Подмосковье, где каждый глухарь "на счету".
    На каком экологическом фоне это происходило? На 1 лисицу- 1,4 глухаря. Зима была многоснежная, с "конским настом" к весне. Достаточно крупных для охоты токов (не менее 5 глухарей) было только четыре. На них допустимо было убить не более 5 глухарей. Следовательно, одна лисица за одно только утро сократила возможность спортивной охоты на 20% - этим все сказано".
    А сейчас сделаем небольшие подсчеты. Предположим, что в течение года 100 лисиц поймают всего 1 глухаря. Общая численность хищника в Беларуси около 40,0 тыс. особей. За год от этого вида гибнет 400 птиц. По данным ОРУП "Белгосохота", иностранный охотник платит за добычу глухаря 450 евро. Таким образом, потери охотничьего хозяйства (упущенная выгода) составят 180тыс. евро только по той причине, что потенциальные объекты охоты (глухарь) были съедены лисицей. К сведению читателя, по данным Минстата, в угодьях Беларуси в 2009 году учтено 9,0 тыс. особей глухарей, а размер добычи этого вида составил 154 птицы или 1,7% от учтенной численности. А сейчас снова обратимся к арифметическим подсчетам и литературным данным. Например, в 1889 году в Беловежской пуще за добытую лисицу охотнику выплачивалась премия в размере 5 рублей, за добытого волка, рысь - 20 рублей (Карцов Г.,1903). Экономический ущерб от одного волка за год, определенный расчетным методом сотрудниками сектора охотоведения и ресурсов охотничьей фауны Института зоологии НАН Беларуси В.Е. Тышкевичем и Е.К. Востоковым (2007) без учета трофейных качеств жертв, оценивается в 2,9 тыс. евро. На основании этих сведений можно условно принять, что экономический ущерб от волка приравнивается к 4 лисицам. Таким образом, одна лисица могла бы нанести экономический ущерб охотничьему хозяйству Беларуси за год в 0,7 тыс. евро. Несложные расчеты показывают, что эти потери, например, в 2009 году составили 32 620 тыс. евро (по данным Минстата, численность лисицы в 2009 году определялась в 46,6 тыс. особей). К сведению читателя, например, весь доход от охотничьего хозяйства в Республике Беларусь, по данным Минстата, в 2009 году составил 5943,0 тыс. евро (курс евро - 4124 руб.). В целом можно сделать вывод, что значение лисицы на охотничьих зверей и птиц в угодьях Республики Беларусь изучено слабо и неполно. Но не вызывает сомнения тот факт, что в нашем государстве необходимы более эффективные меры борьбы с этим хищником, чтобы значительно сократить численность лисицы. В настоящий момент применяемых мер для сокращения ее численности недостаточно. На наш взгляд, нужно вносить коррективы в действующие "Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты".
    Нельзя не учитывать, что лисица также способствует распространению таких заболеваний, как бешенство, трихинеллез и других заболеваний, опасных для человека. Так, например, в 2006 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 1615 случаев бешенства. Из этого количества заболевание отмечено в 1060 случаях, или 65,5% у лисиц. Эти данные свидетельствуют, что лисица является основным распространителем бешенства. Идеализация дикой природы как в прошлом, так и в настоящем, не один раз оказывали народному хозяйству медвежью услугу. Реалии таковы, что из двух зол всегда нужно выбирать меньшее. В 1996 г. в Республике Беларусь было выявлено всего 16 случаев заболевания животных бешенством. Через три года, в 1999 г., данногое заболевание зарегистрировано уже в 130 случаях, в 2000г. - 385, в 2001г. - 504, 2002г. - 832, в 2003г. - 1143 случая. В 2004 году ситуация с заболеванием бешенства несколько улучшилась (226 случаев), но в последующие годы снова наметилась тенденция роста данного заболевания. Резервуаром и главным источником вируса бешенства в Беларуси являются дикие плотоядные животные, в первую очередь лисица и енотовидная собака, на долю которых приходится около 70% случаев заболевания. Они непосредственно или через собак и кошек заражают бешенством сельскохозяйственных животных и человека.
    По данным Минстата Республики Беларусь, в 2006 г. в угодьях республики насчитывалось 48,1 тыс. особей лисицы, а размер изъятия составил 58,6% или 28185 особей. Много это или мало? Много, если считать, что в 1982 г. численность этого вида оценивалась в 25, 0 тыс. особей. Изменилось и соотношение лисицы и к другим охотничьим видам. Вот ряд отношений в 2009 г., которые следует расценивать как неблагополучные. Лисица и заяц-беляк - 1: 1,3; лисица и заяц-русак - 1:2,4; лисица и глухарь - 1:0,2; лисица и тетерев - 1:0,9. По мнению одного из основоположников охотоведения П.Б. Юргенсона (1968) "было бы желательно не доводить соотношение между видами ниже, чем 1:10, конечно лучше иметь 1:15 или 1:20 и выше". Следует обратить особое внимание на то, что в СМИ некоторые авторы не всегда объективно представляют свои материалы, выхватывая отдельные фрагменты из общей картины. В результате этого делаются неверные выводы, а на основании их и намечаются недостаточно эффективные мероприятия. Например, Приманка с секретом / Дарья Лепешко // Лесное и охотничье хозяйство. Минск, 2011г., №8. - С.36-37. Вот цитата из материала: "Основным методом снижения численности диких животных в республике всегда считался отстрел (добыча) плотоядных. Но у этого способа есть и негативные последствия.
    Если раньше главным переносчиком бешенства считались волки, то их массовый отстрел и последующий контроль численности привели к тому, что печальное лидерство заняли лисицы". Мне, например, не понятно, на чем основываются выводы автора о селективной роли волка и выделение его как главного переносчика бешенства? До распада СССР, например, численность лисицы, енотовидной собаки и других пушных видов регулировалась не волком, а ценами "черного рынка". Потребитель платил за шкурку лисицы или енотовидной собаки от 100 до 250 советских рублей. Эта цена была выше среднемесячной заработной платы инженера, а поэтому добывать пушные виды охотнику было очень выгодно. Одним точным выстрелом, например по лисице, он мог заработать месячную зарплату. По этой причине численность лисицы и енотовидной собаки не превышала пороговых значений, которые бы способствовали распространению бешенства. Например, по лисице это плотность выше 2,0 особей на 1000 га охотничьих угодий. По данным Минстата, численность лисицы в 1982 году по республике оценивалась в 25,0 тыс. особей (таблица 2). Внедрение инновационных методов борьбы с бешенством, например использование блистер-приманок, как пишет Дарья Лепешко (2011), возможно, нужная и необходимая мера. Но это еще не факт, что в результате этого мероприятия удастся значительно сократить распространение данного заболевания на территории Республики Беларусь. Последний вариант вакцины, разработанной в РУП "Институт экспериментальной ветеринарии им. С.Н. Вышелесского", применяется для пероральной иммунизации диких плотоядных животных с 2008 года, но она оказалась недостаточно эффективной, так как в 2011 году заболевание вновь приближалось к пику. Чтобы стабилизировать ситуацию по бешенству в республике, согласно комплексному плану по профилактике бешенства в Республике Беларусь на 2007-2010 годы, только в 2007 году планировалось израсходовать 7,4 млрд рублей бюджетных средств или 2533,4 тыс. евро (курс евро - 2921 руб.). Если к этому добавить, что за каждую добытую лисицу или енотовидную собаку, а это порядка 30,0 тыс. особей, пришлось заплатить охотнику еще как минимум по одной базовой величине, то получается круглая сумма - 10,0 млрд рублей бюджетных средств, или 3423,5 тыс. евро. Это прямые затраты на борьбу с заболеванием бешенством. Но есть еще и косвенные затраты, например диагностика заболевания, транспортные расходы, связанные с поездкой к месту очага заболевания и другие, которые трудно оценить в денежном эквиваленте.
    Этот случай о взаимоотношении лисицы и волка я наблюдал в июне 1979 года на территории лесоохотничьего хозяйства ГОЛХУ "Борисовский опытный лесхоз", где мы с братом жены Михаилом искали волчьи выводки. Поздно вечером я услышал вой волка-самца. Утром мы решили проверить этот участок охотничьих угодий. Мы двигались вдоль канализированного русла реки Лютка между населенными пунктами Клетное и Лютец. Не далее 1 км от Лютца мы обнаружили торную звериную тропу от логова в корнях к воде. На песке у воды отпечатались четкие следы волка. Около логова присутствовала шкура лося, игровые площадки молодняка, помет волка. Я отправил родственника за помощниками и инструментами (топор, лопата), а сам остался около логова. С Михаилом прибыли два учителя Клетновской средней школы, и мы приступили к работе. А теперь вообразите мое состояние: как я выглядел в глазах присутствующих, когда в логове оказалась лисица с лисятами? Немая сцена. Об этом эпизоде своей жизни я никому и никогда не рассказывал. Этот случай свидетельствует о том, что волк не всегда и не везде преследует и уничтожает лисицу. Ежегодные расходы на борьбу с заболеванием бешенства даже выше, чем от хищнической деятельности волка. Таким образом, потери охотничьего хозяйства как минимум удваиваются от высокой численности хищников. От такого подхода к использованию ресурсов дикой фауны страдает и народное хозяйство Беларуси. Государственные деньги расходуются крайне неэффективно. Законодательное обеспечение охотничьего хозяйства не отвечает в полной мере необходимому уровню ведения, что, в свою очередь, связано с подбором, расстановкой и подготовкой кадров. Новые экономические условия развития охотничьего хозяйства страны диктуют необходимость многократного снижения численности отдельных видов хищников.
    Это возможно только при комплексных мерах борьбы с этими видами. При использовании любого вида дикой фауны необходима конструктивная и взвешенная политика. К сожалению, приходится констатировать, что в отношении многих хищников она неверна. Нужно кардинально менять законодательство по использованию природных ресурсов. О енотовидной собаке и волке следует говорить отдельно, хотя это тоже нежелательные виды.

Сергей Кононов

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2014. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.