Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Первые зимние

Зима пришла, но лед встал пока только на небольших прудиках и озерах. Тем не менее мы с приятелем открыли сезон, а самой первой рыбой, пойманной со льда, оказался окунь. Надо заметить, что на водоеме, где мы ловили, плотвы много больше, чем окуня, однако на десяток пойманных окуней приходилась всего одна плотвичка. А другие рыбы в тот день и вовсе не клевали.

   У рыболовов существует устойчивое мнение, что по перволедью вся рыба максимально активна и берет на все подряд. С этим можно согласиться, если понимать перволедье достаточно широко, скажем, считать перволедьем весь первый месяц после ледостава. Если же говорить о коротком периоде самого первого льда, когда на лед выходишь с большой осторожностью, то придется признать, что активна только одна рыба - окунь.
    Однако и он зачастую обманывает ожидания. Конечно, он достаточно активен, чтобы состоялся праздник открытия сезона, но действительно хорошие уловы еще впереди.
    Первый лед бывает очень разный. Более-менее безопасный лед толщиной 5 см может встать за несколько дней, но такой же лед может вставать и три недели. В итоге толщина льда одинаковая, но подледная обстановка для рыб может существенно различаться. По-моему, после ледостава даже окунь не сразу становится активным, ему для адаптации нужно недели две после того, как ледяная корка зятянет большую часть поверхности водоема. Когда первый лед "долгий", с самого начала окунь клюет лучше; если же лед встал быстро, за три- четыре дня, то на особый успех можно не рассчитывать. Конечно, поклевки будут, но не такие частые и не такие активные, как хотелось бы. А буквально через неделю в тех же местах клев может быть просто отменный. В этом я сам и мои друзья убеждались неоднократно, когда лед был скороспелым.
    В свое время мы долго ломали голову, почему сразу же после ледостава рыба не так активна, как всего пару недель спустя. В результате пришли к выводу, что сразу после кардинальных изменений на водоеме, а ледостав можно считать именно таким кардинальным изменением, мелкая рыба, и окунь в том числе, некоторое время просто адаптируется к новым условиям. У хищника же этот процесс протекает много быстрее, поэтому по перволедью особенно успешно ловят на жерлицы. Видимо, хищнику охотиться на вялого малька значительно проще, чем гоняться за ним до ледостава. В этот короткий период нередко бывает, что труднее поймать живца, чем саму щуку.
    По первому льду найти активного окуня, по-моему, проще с помощью блесны или балансира. Даже мелкий окунь в это время по большей части предпочитает охотиться на малька- сеголетку и при этом нередко игнорирует мормышку. Окунь целенаправленно кормится мальком, так как у него еще хватает сил на такую охоту и насыщенность воды кислородом еще хорошая. Позже, когда ситуация ухудшится в связи, в частности, с уменьшением содержания в воде кислорода, он перейдет на питание преимущественно личинками, и прежде всего мотылем.
    Надо отметить, что на сравнительно мелких водоемах эффективнее будут работать вертикальные блесны, на глубоких же, где глубины больше трех метров, - балансир, так как окунь здесь может стоять в любом горизонте. На больших водоемах мелкий окунь чаще всего держится у дна, а вот крупный может быть где угодно. У меня были случаи, когда при глубине пять метров сравнительно крупный окунь клевал только в приповерхностном метровом слое. Такая ситуация больше характерна для последнего льда, но бывает и по первому. В любом случае при поиске окуня приходится обследовать все горизонты от дна до льда. К слову сказать, ловить на балансир непосредственно подо льдом следует с известной осторожностью, чтобы при резких рывках приманка не ударялась о лед - жесткий контакт с твердым льдом может для нее кончиться плачевно.
    Если окунь перестает реагировать на блесну или балансир, имеет смысл перейти на мормышку. Приманку я меняю по ситуации. Иногда на блесну из всей стаи берут только самые активные - таких обычно единицы; остальных, более мелких и пассивных, приходится раззадоривать, играя мормышкой.
    Вариантов игры мормышкой масса, но все обычно сводится к смене ее темпа и амплитуды. Окуневая классика - быстрая игра, но понятие это широкое, у каждого, можно сказать, свое представление о быстрой игре. Часто, например, бывает, что кто-то, подобрав игру, ловит в лунке нескольких окуней, а когда поклевки заканчиваются, идет искать окуня в другом месте. Освободившуюся лунку занимает еще один рыбак, мормышка у него "пляшет" в ином ритме, но и он ловит, причем нередко самые крупные экземпляры достаются именно ему. Или, бывает, играешь приманкой быстро - идет мелочь, снижаешь темп игры - начинают попадаться более крупные.
    Смена игры мормышкой часто помогает расшевелить окуня, но иногда и этого недостаточно. Окунь вообще нередко ставит в тупик. Знаешь, что рыба есть, а поклевок нет. Бывает, что рядом пытается ловить целая группа рыболов - у всех редкие поклевки, а кто-то таскает одного окуня за другим. Можно предположить, что он попал на стайку, но обычно дело в другом.
    Пару лет назад у меня был подобный случай на озере под Воскресенском. Рыболов много, у всех вялые поклевки, у нас с приятелем тоже, и только один мужичок ловил постоянно, причем на одном месте. Насверленных лунок вокруг него много, периодически кто-нибудь подходил и садился рядом, но поймать ничего не мог и уходил. Мой приятель тоже не выдержал, подсел к нему, посмотрел, как он ловит, и вернулся. "Ловит он странно, вообще без игры", - сообщил он мне. "На стоячку?" - поинтересовался я. "Нет, пару раз стукнет мормышкой по дну, леску натянет и ждет". "Так, что ли?" - спросил я, повторив прием этого везунчика, - и тут же получил поклевку. И это в лунке, где за полчаса вымучил всего пару окуньков! Стал повторять эти действия, и, к моему удивлению, пошел вполне приличный клев. Мой приятель перешел на ловлю в такой же манере, и тоже с успехом. Как мы поняли, окунь совершенно не реагировал на игру, не хотел брать и на стоячку, а вот шевеления приманки на дне его привлекали.
    Расшевелить окуня - конечно, если он есть в этом месте, - можно разными способами. Самый простой, которым часто пользуются спортсмены, такой. В лунке еще до начала ловли делают несколько максимально быстрых проводок. Поклевок при этом не бывает, приманка движется слишком быстро, но внимание окуня эти быстрые движения обычно привлекают - ну а дальше дело техники и умения рыболова.
    Бывает, что одна-две поклевки - и тишина, несмотря на смену игры. Приходится идти дальше. Между тем окуня можно активизировать, раскормив лунки минимальным количеством мотыля. Способ достаточно старый, но надежный. Суть его в том, что в лунки, в которых были поклевки или хотя бы тычки, бросают по щепотке мелкого мотыля. Лучше, если таких лунок будет пять-шесть на некотором расстоянии одна от другой. После подобного микрозакорма можно просто ходить от лунки к лунке с интервалом 15-20 минут и снимать с каждой по нескольку окуней. Обычно на первом круге попадаются совсем мелкие окуньки, а вот на втором-третьем уже крупнее. Падающий мотыль привлекает стоящих поблизости окуньков, а они, собравшись в кучу, привлекают более крупных особей. При всех плюсах у этого способа есть и большой недостаток. Окунь насыщается довольно быстро, и если чуть перекормить, то картина меняется. Во всех лунках поклевки продолжаются, но уже не на игру, а на на стоячку. Но какие поклевки! Сытый окунь только подергивает, щиплет мотыля и через минуту, даже без подсечки, мотыля на крючке уже не остается - окунь его просто объедает. Лично для меня это не ловля, а мучение, такое же, как бывает в глухозимье, и я иду искать рыбу в другом месте.
Рыбак-Рыбака

Виталий Козлов

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2014. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.