|
|
|
|
Горная охота на кабанов
Мы отправляемся на охоту на кабана в Восточный Казахстан, в охотничье
хозяйство "Зайсанское", расположенное в горном массиве
Саур. Кабаны в Казахстане обитают во всех ландшафтно-географических
зонах, где есть водоемы. Но горная охота на кабана особенно интересна
- найти и подойти к осторожному зверю не просто. Охотник должен
готовиться к ней заранее: тренироваться в пешей ходьбе по крутым
склонам, верховой езде, стрельбе на дальние дистанции. Редко горная
охота заканчивается в первый же день, поэтому важной ее частью становится
искусство выживания в диких условиях: часто на морозе, на снегу,
в высокогорье, в непогоду.
Местные жители говорят: "Умный,
как кабан!". Ученые стараются не употреблять слово "ум"
в отношении животных. Наделение животных человеческими качествами
называется антропоморфизмом. Но во время охоты на кабана так и хочется
сказать: " Какое это умное животное!". Когда ученые-футурологи
заложили в компьютер модель развития фауны нашей планеты на ближайший
миллион лет, машина выдала неожиданный ответ: "Через сотню
тысяч лет (если, конечно, хомо сапиенс не уничтожит жизнь на Земле)
на покрытых ледниками полях Европы выживут только кабаны. Кабаны
снаряжены адаптивными механизмами для борьбы на эволюционной арене,
как универсальные солдаты для войны: они всеядны, быстро адаптируются
к измененной чело веком среде, половой зрелости достигают к одному
году, в помете рождается до 12 поросят, имеют эффективную социальную
структуру - приобретенные знания в течение одного поколения передаются
от одной особи всем членам популяции.
Недавно я организовывала учет диких животных
в горах Саура. После учетных работ состоялась охота на кабана. Последнее
время там численность кабана на подъеме. Красноречивая цифра: 14
ноября 2014 года на учетном маршруте протяженностью в 7 км мы наблюдали
32 особи кабанов разного пола и возраста. От охотничьего лагеря
Малый Жеменей мы на лошадях уходим вглубь горного мас сива. Сегодня
ночью шел снег, и утром, как на ладони, перед нами открылась удивительная
панорама долины реки. Нам предстоит трехдневное конное путешествие
по местам диким и безлюдным. Ночевать мы будем в охотничьих зимовьях.
Едва мы отъезжаем от зимовья, встречаем первые
следы кабана. По свежему снегу охотиться удобно - если увидел след,
значит зверь где-то рядом. Наш отряд разделяется на две группы:
Мурат с лошадьми уходит по гребню, а Ш арипхан осторожно идет вдоль
леса, надеясь подрезать кабанов на опушке. Но вот выходные следы
- оказывается табун уже вышел из этого леса и пересек ущелье. Шарипхан
связывается с М уратом по рации, говорит, чтобы тот выводил лошадей
на дно ущелья, к реке, мы встречаемся и верхом продолжаем движение
к ее истокам.
Летом кабаны обычно пасутся ночью, а зимой они
активны весь световой день. Но это правило работает не везде. Суточная
активность кабанов, в частности время выхода на кормежку, зависит
от степени преследования человеком. Кабаны очень оперативно реагируют
на внешние угрозы. Там, где кабанов стре ляют нечасто, они даже
летом задерживаются на пастбищах до 9 утра, а вечером, наоборот,
их можно встретить за два-три часа до заката. Там же, где на кабанов
идет круглогодичная охота, их поведение резко меняется. В таких
местах в светлое время суток их невозможно увидеть, они избегают
открытых пространств, предпочитая передвигаться исключительно по
густым зарослям. Если бы кабаны не учились навыкам выживания друг
у друга, то механизмы адаптации к меняющимся условиям среды не работали
бы. В этом случае кабан понимал бы, что днем по открытой местности
ходить опасно, только получив под шкуру хороший заряд. Но как бы
об этой мудрости узнали бы его сородичи?
Кабаны - социальные животные: приобретенные стереотипы поведения
в популяциях кабанов быстро передаются от одной особи к другой.
Суточная активность кабанов, очевидно, зависит от их численности:
чем больше особей в популяции, тем беспечнее они себя ведут. Впрочем,
если верить любимому автору Ленина Густаву Лебону (психология толпы),
это свойственно не только кабанам, но и людям. Разница лишь в способах
передачи информации: если у людей есть телевизор и интернет, то
у кабанов роль массмедиа игра ют феромоны. Пересекая свежий след
свое го сородича, кабан ясно читает книгу запахов: "Здесь безопасно",
"Нас здесь много" или "Мы напуганы, на нас напал
человек!", "Тамдают кукурузу!". Как-то так. Это закодирован
ное биохимическое послание содержит и достаточно ясную инструкцию
к действию: иди по следу к источнику пищи, беги, затаись, обороняйся,
нападай. Запах сородичей тормозит действие гормона тревоги. Напротив,
социальная изоляция делает кабана очень осторожным.
С возрастом секачи впадают в мизантропию: большую
часть года, кроме периода гона, они проводят в одиночестве. Поэтому
добыть старого секача-одиночку намного труднее, чем особь, ведущую
стадный образ жизни. Если этот гормональный детектив перевести на
человеческий язык, получится что-то, подобное Гумилевской теории
пассионарности: как будто кабаны чувствуют ответственность перед
популяцией. Если нас мало, нужно беречь себя - подумать о сохранении
гено фонда; а если нас наплодилось чересчур много, можно и рискнуть
- для популяции не будет особой трагедии, если стадо потеряет одного-двух
своих членов. Замечено, молодые стадные кабаны охотнее рискуют жизнью
ради кукурузы, чем секачи-одиночки.
Во второй половине ноября у кабанов начинается
период размножения. Формируются смешанные табуны, которые возглавляют
опытный секач, одна или две самки с сеголетками, к ним примыкают
прошлогодние подсвинки. В табуне секач может терпеть молодого трехлетнего
самца, если тот признает свое подчиненное положение и не пытается
составить доминантному самцу конкуренцию.
Наш отряд поднимается на водораздел, открывается
вид на широкую долину. Устанавливаем подзорную трубу и начинаем
считать горных баранов - архаров. С одного места мы наблюдаем около
7 табунов численностью до 20 особей. Если у кабанов наблюдаются
только первые признаки приближающегося гона, то у архаров брачный
период в полном разгаре. Снизу доносятся звуки, напоминающие выстрелы.
Это самцы архаров сшибаются огромными рогами в ритуальных поединках.
Горные бараны не образуют устойчивых гаремов, как маралы: самцы
активно двигаются, переходя от одной группы самок к другой, иногда
вступают в бои, иногда мирно пасутся рядом.
Вот мы видим: на гребень вышел самец марала,
а переведя трубу на двести метров ниже по склону, замечаем табун
кабанов: 2 свиньи, секач, три подсвинка и 9 поросят. Всего в стаде
15 особей. Табун пасется в 700 метрах, некоторые животные лежат.
Мурат уводит лошадей в густой лес. Пока есть время, он на газовой
плитке кипятит чай, а мы с Шарипханом наблюдаем за кабанами. Особенности
рельефа таковы, что подкрасться к ним по захламленному лесу будет
сложновато - пожалуй, нам лучше подождать, пока они начнут двигаться,
а потом уже выбрать маршрут для скрадывания. Пока пьем чай, часовая
стрелка подкрадывается к 3 часам. Темнеет в горах в ноябре уже в
половине пятого. У нас на все про все полтора часа. Принимаем решение:
разбить лагерь под громадной лиственницей. Здесь много дров и ровная
площадка. Ставим палатку. Время от времени мы с Шарипханом выходим
на гребень и наблюдаем за кабанами.
И вот они начинают двигаться в сторону соседнего отщелка. Кабаны
двигаются не спеша, останавливаются, копаются. Шарипхан говорит,
что это реальный шанс, теперь не стоит терять времени. Мурат остается
обустраивать лагерь, я наблюдаю в бинокль с плато, а Ш арипхан,
старясь двигаться как можно быстрее, обходит вершину и спускается
в соседний отщелок. Гребень прикрывает его от кабанов, ветер благоприятный,
ему нужно только успеть спуститься на 500 метров и занять удобную
позицию до того, как стадо пересечет гребень. Я сверху разглядываю
кабанов в бинокль, но Ш арипхану из ущелья их не видно, поэтому
я по рации корректирую его движение. Кабаны ускоряют темп передвижения
и немного меняют направление, я советую Шарипхану поспешить. На
спуск уходит минут 20, и вот наконец я вижу силуэт Шарипхана на
гребне увала.
Он осторожно высовывает голову из-за камня, но
кабанов не видит, зато я прекрасно вижу, что они пасутся правее
в 150 метрах. Сообщаю об этом Шарипхану. Он осторожно крадется по
склону и вдруг падает плашмя - увидел! Расстояние небольшое, но
позиция неудобная - ветер боковой и нет ни одного камня, за которым
можно было укрыться. Я в бинокль в одном поле зрения вижу и Шарипхана,
и серые горбы кабанов, что колышутся над редким кипчаком, они становятся
все выше и выше - кабаны явно двигаются в сторону Шарипхана. И вот
наконец на фоне синих лиственниц явственно прорисовывается силуэт
кабана - Шарипхан встает во весь рост, вскидывает ружье, и над ущельем,
многократно повторяясь, разлетается эхо выстрела. Но кабан как ни
в чем не бывало галопом несется в сторону леса, а поросята разбегаются
в разные стороны. Разочарование полное - промазал со 100 метров.
Тут с вершины несется Мурат: - В лесу! В лесу! - кричит он, размахивая
руками, и указывает на силуэт кабана среди лиственничных стволов.
Зверь уже не бежит, а кое-как передвигается.
Шарипхан сначала бежит в сторону леса, потом останавливается и неторопливо
идет по кровавому следу. Лес сильно захламлен, Шарипхану приходится
перелазить через поваленные стволы, продираться сквозь кустарники.
След уходит под вывороченный корень. Но мы уже не видим кабана -
он как сквозь землю провалился. Мы знаем, что Шарипхан - опытный
охотник, но невольно волнуемся - встретиться нос к носу с раненым
кабаном не очень приятно.
Шарипхану приходится обходить поваленную лиственницу
сверху. Если кабан решит атаковать, то снизу вверх ему это будет
сделать труднее, чем сверху вниз. И вот охотник подходит к корню
сверху и вскидывает ружье. Расстояние - метров 10. Звучит выстрел,
и Шарипхан пытается вытянуть из-под завала громадного кабана.
Мурат приводит лошадей, и мы спускаемся вниз.
Пока ребята обдирали зверя, начало смеркаться. В избушку вернулись
уже в темноте. И хотя я не сама добыла зверя, но участие в охоте
даже в качестве наблюдателя произвело на меня громадное впечатление.
Охота
Айнана Саур Кызы
|
| |